Председатель правления АО ДБ «Альфа-Банк» Алина Аникина рассказала «Капитал.kz» о том, как меняются подходы к корпоративной культуре и для каких кандидатов двери банка всегда открыты.
— Во многих крупных зарубежных компаниях руководители стали брать на себя роль проводников корпоративной культуры. Как с этим обстоят дела в «Альфа-Банке»?
— Есть очень хорошее высказывание в книге «Культура для каждого»: «Вкладывайте в общение с людьми время и энергию — это хорошие инвестиции». В «Альфа-Банке» мы придерживаемся именно такого подхода, для нас люди и команда — приоритет номер один. А когда эта команда еще и нацелена на результат, то успех не заставит себя долго ждать. Я могу с уверенностью сказать, что сегодня в «Альфе» работают не просто профессионалы своего дела, а единомышленники.
Современный банк — это не строгий дресс-код, скучные кабинеты и переговоры вполголоса. Хотя и такие есть. В «Альфе» мы выстраиваем иной подход, мы приветствуем свободу действий и принятие смелых решений, безусловно, не противоречащих банковскому законодательству.
Например, у нас есть 12 команд разработчиков, работающих по Agile-подходу, которые на первый взгляд не вписываются в общий антураж банка. Это молодые люди с нестандартным мышлением, гибким подходом к разработкам и, безусловно, новаторы, благодаря которым мы можем предлагать клиентам удобные способы дистанционного обслуживания и быстрее внедрять новые продукты. Наша Миссия выстроена на улучшении жизни клиентов и развитии бизнеса с помощью простых и моментальных решений.
Ежедневная работа топ-менеджера — это не только управление бизнес-процессами и решение стратегических вопросов, это в первую очередь формирование здоровой и понятной корпоративной культуры и создание условий, в которых каждый может реализовать себя.
Если говорить о роли руководителя в формировании корпоративной культуры, безусловно, он — главный ее проводник. Ведь если он сам не верит в ценности компании, то не следует ждать отдачи от сотрудников, а тем более говорить о повышении производительности. Необходимо начинать с себя. В «Альфе» этой модели придерживается каждый руководитель. Но хочу отметить, что формирование корпоративной культуры — не сиюминутный процесс, а ее внедрение и поддержка зачастую требуют больше времени, чем кажется на первый взгляд.
— Нельзя не признать, что сегодня рынок труда стремительно пополняется представителями поколения Y — так называемыми миллениалами. На ваш взгляд, отличаются ли они от поколения X?
— Я всегда говорила и говорю, что банки, которые хотят остаться на плаву и предлагать клиентам выгодные продукты и услуги, должны подстраиваться под новые тренды и веяния. И это не только вопросы цифровизации, без которой уже нельзя представить современный банк. Технологии придумывают и внедряют люди. Современные приложения — это результат кропотливой работы разработчиков. Одно вытекает из другого. Здесь нельзя обойти стороной новое поколение, которое стремительно завоевывает, в хорошем смысле слова, рынок труда. Мы видим, что в нашей команде появляется все больше людей с нестандартным мышлением. И я не могу с вами не согласиться, что это совершенно другие специалисты. Здесь нельзя сравнивать хуже они или лучше. Они другие, они меняют бизнес-модели и подходы к корпоративной культуре.
Вы можете представить себе, чтобы 10 лет назад в банках были open space с мягкими бескаркасными креслами, настольный хоккей или футбол, кофейни и зоны отдыха? Именно новое поколение и новые управленцы меняют стандартные и устоявшиеся годами подходы к планированию рабочего места. В «Альфа-Банке» мы пропагандируем именно такую концепцию. Нет ничего плохого в том, что сотрудники могут пересесть со своего рабочего места в мягкую зону с пуфиками, взяв с собой ноутбук. Зачастую это присуще представителям нового поколения, которые выбирают вдохновляющую на успех работу, престижность бренда и узнаваемость компании. Мы в «Альфа-Банке» привлекаем лидеров и лучших в своем деле, мы нацелены на то, чтобы, придя в наш офис, потенциальный кандидат не хотел уходить, а другие мечтали о работе в «Альфе».
— А как миллениалы меняют рынок банковских продуктов и услуг?
— Это поколение, которое с легкостью осваивает технологические новинки. Кто-то говорит, что миллениалы в какой-то степени ленивы, но ведь лень и есть двигатель прогресса. Они не боятся ошибаться, пробуют — что-то получается, что-то приходится переделывать. Но в результате мы достигаем того результата, который сами планировали и который удовлетворяет самые смелые ожидания наших клиентов. Например, те же самые мобильные приложения. Заказать еду сегодня можно не вставая с кресла, перевести деньги родственникам — не выходя из дома, с помощью смартфона, оплатить коммунальные услуги — за пару минут в интернете.
Я могу долго перечислять, но факт остается фактом: это поколение, которое упростило многие ежедневные процессы и продолжает это делать до сих пор. Если говорить конкретно об «Альфа-Банке», то мы переводим многие банковские операции в онлайн. Дистанционное обслуживание для нас приоритетно. Для того чтобы клиенты не тратили время на очереди в отделениях и моментально совершали платежи, мы создали новый интернет-банк для юридических лиц. Он стал удобнее, быстрее и проще, и это не без помощи молодых и прогрессивных ребят из команды Agile.
— На каких кандидатов «Альфа-Банк» делает ставки?
— Мы всегда делали и продолжаем делать ставки на лидеров, способных мотивировать и вдохновлять на работу себя и других. В команду мы выбираем лучших, тех, кто без труда вливается в коллектив, четко осознает, чего он хочет и что может предложить нам. В ответ мы предлагаем сотруднику комфортные условия труда, свободу действий и возможность реализовать свои самые смелые идеи.