USD
495.20₸
-2.060
EUR
522.34₸
-2.870
RUB
4.94₸
-0.030
BRENT
73.89$
+0.330
BTC
97180.30$
+2931.600

Как кредитные рейтинги компаний помогут фондовому рынку?

По мнению экспертов, необходимо создать понятное, эффективное правовое поле для деятельности рейтинговых агентств

Share
Share
Share
Tweet
Share
Как кредитные рейтинги компаний помогут фондовому рынку?- Kapital.kz

Рынку нужны инвесторы, а инвесторам — рейтинги. Насколько важны кредитные рейтинги компаний и как это связано с развитием фондового рынка и в целом финансовой системы? Об этом корреспондент центра деловой информации Kapital.kz побеседовал об этом с экспертом Центра публичной экспертизы Айгуль Тасболат.

0ecb8198098c6751598a8f74945.jpg

— Айгуль, спасибо, что согласились ответить на несколько наших вопросов относительно развития рейтинговой системы. Насколько рейтинговые агентства вообще важны и нужны для национальных экономик?

— Рейтинги кредитной устойчивости компаний создают в экономике условия для ускорения и увеличения объемов инвестирования посредством повышения уровня доверия инвесторов к компаниям и прозрачности работы самих компаний. В международной финансовой системе рейтинговые агентства являются одним из основных институтов независимой экспертизы инвестиционных и кредитных рисков.

Появление сильных и развитых рейтинговых агентств является показателем, что финансовая система страны, ее фондовый рынок переходят на более высокий и сложный уровень. Иными словами, если перед фондовым рынком отдельной страны стоит реальная задача кардинального увеличения количества операций с ценными бумагами, привлечения большого числа новых инвесторов, кредитные рейтинги становятся объективной необходимостью. Если финансовый сектор в действительности не развивается, то рейтинги, соответственно, пользуются слабым спросом.

— Нужно ли в Казахстане создавать собственные агентства и необходима ли в этом поддержка со стороны государства?

— Последние годы все авторитетные казахстанские финансисты высказываются о необходимости дальнейшего совершенствования фондового рынка. Казахстану давно пора брать новые высоты в этой сфере. К сожалению, все предлагаемые реформы буксуют на стадиях воплощения и реализации. Отсутствие у нас рейтинговых агентств является одним из пробелов, которые не позволяют развивать фондовый рынок в полную силу. Нашему рынку нужны деньги инвесторов, а им нужны такие инструменты, как кредитные рейтинги.

Если учесть, что уже 80% активов нашей экономики контролируются государственным сектором, и государство является самым крупным внутренним инвестором, самым крупным кредитором в стране и, самое главное, единственным регулятором рынка, то без государственной инициативы в этом вопросе вряд ли можно обойтись. В первую очередь необходимо создать понятное, эффективное правовое поле для деятельности рейтинговых агентств, чтобы этот институт начал расти в Казахстане и давать ощутимый толчок росту объемов инвестирования.

— Могут ли оценки национальных рейтинговых агентств стать действительно эффективным инструментом оценки рисков?

— Для меня этот вопрос является риторическим. В Казахстане есть несколько десятков крупнейших компаний и банков, которые, не найдя достаточного привлекательного источника финансирования внутри страны, обратились за этим на иностранные биржи. Только получение кредитных рейтингов международных рейтинговых агентств и принятие ответственности за постоянное раскрытие информации о своей кредитной устойчивости через эти рейтинги открыло нашим нацкомпаниям и банкам доступ к финансированию, которое позволило им развиваться. С другой стороны, наличие рейтингов позволило иностранным инвесторам достаточно эффективно управлять своими рисками при вложении средств в наши компании. Если это получается у других, то это доказывает то, что при разумном, правильном подходе данный опыт можно внедрить и у нас.

— Насколько важна для казахстанских компаний оценка международных рейтинговых агентств и интересны ли наших компании им?

— Все мы помним расцвет и взлет казахстанского банковского сектора десять-двенадцать лет назад. Этого, скорее всего, не произошло бы, если наши банки не согласились бы проходить процедуру рейтингования в международных рейтинговых агентствах или, как их еще называют, «Большой тройке». Даже сейчас, когда банковский сектор не смог преодолеть барьер, следующий за первым успехом и теперь недостаточно привлекателен для иностранных инвесторов, все банки продолжают получать рейтинги международных агентств, потому что знают, что пробелы в рейтинговых историях могут могут иметь серьезные негативные последствия в настоящем и стать препятствием для привлечения финансирования в будущем. Кроме того, за эти годы кредитные рейтинги «Большой тройки» стали одним из основных инструментом формирования требований государственного регулятора к портфелям институциональных инвесторов и банкам второго уровня.

Если международные агентства ежегодно присваивают кредитные рейтинги девяноста крупнейшим компаниям Казахстана, значит интерес имеется. Но если говорить о средних компаниях, то здесь ситуация другая. Представители «Большой тройки» неоднократно высказывались, что этот сегмент рынка — прерогатива национальных рейтинговых агентств. Эти компании интересуют их только с точки зрения потенциала их роста в будущем, который они могут наблюдать по национальным кредитным рейтингам.

— На ваш взгляд, что необходимо сделать для развития рейтинговой деятельности в Казахстане?

— Повторюсь, что развитию национальных рейтинговых агентств в Казахстане препятствует отсутствие законодательной базы, регулирующей их деятельность. В настоящее время действующие нормативно-правовые акты фактически не разрешают нашим инвесторам использовать кредитные рейтинги казахстанских агентств. Необходимо начать активное целенаправленное обсуждение условий эффективного регулирования деятельности национальных рейтинговых агентств совместно со всеми ключевыми игроками рынка на площадках НПА «Атамекен», АФК совместно с государственными органами, фондовой биржей, институциональными инвесторами, коммерческими банками, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, представителями международных и казахстанских рейтинговых агентств для того, чтобы взвешенно выбрать оптимальную модель и условия деятельности, которые должны лечь в основу регулирования рейтинговой деятельности в Казахстане.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.