USD
447.40₸
-1.490
EUR
477.55₸
-0.380
RUB
4.76₸
BRENT
87.45$
+0.190
BTC
64419.70$
+883.800

Как аккаунт в соцсетях может отразиться на кредитной истории?

Идеальный профиль заемщика

Share
Share
Share
Tweet
Share
Как аккаунт в соцсетях может отразиться на кредитной истории?- Kapital.kz

Кредитный, или социальный, скоринг активно используется в мировой практике. То есть кредитные компании подробно изучают профиль заемщика в социальных сетях. О том, как социальный скоринг работает, корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz рассказал генеральный директор MoneyMan.kz Андрей Игнатенко.

Он отметил, что социальный скоринг — явление перспективное, но не ключевое как на мировом, так и на казахстанском рынке.

«Проблема в разнородности информации и возможности создавать несколько аккаунтов в одной сети. Хотя, например, в Колумбии и на Филиппинах, используя программу Lenddo.com, можно взять кредит именно по профилю в социальных сетях. Но это не все, придется приложить ряд других усилий: заполнить заявку на сайте, загрузить фотографию и дать ссылки на имеющиеся профили в соцсетях (Facebook, Twitter, LinkedIn, Google+), а также пригласить друзей и родственников из социальных сетей, чтобы они взяли такой же кредит. Поэтому нельзя сказать, что это менее хлопотно, чем заполнить заявку на онлайн-сервисе для получения быстрого займа», — пояснил Андрей Игнатенко.

Он добавил, что массовому внедрению подобного метода в Казахстане мешает то, что это не является первостепенным инструментом и все-таки для выдачи денежных займов компании базируются на более фундаментальных вещах.

«Соцсети могут помочь заемщику получить кредит. Традиционная анкета кредитных организаций предполагает внесение информации об официальном доходе и стандартные вопросы, всегда есть риск искаженности информации. Однако у заемщика могут быть и дополнительные источники заработка, например, от сдачи недвижимости или монетизации хобби. Эту информацию можно увидеть в профиле на странице в соцсети. Результаты анализа данных соцсетей конвертируются в баллы по шкале от 1 до 100, и если пользователь получил, например, 80 баллов, то вероятность одобрения кредита выше. Например, в Испании кредитные организации сильно ограничены в анализируемой информации о потенциальном заемщике. Там такие инструменты, как социальный скоринг, имеют большое значение при одобрении или отказе в получении кредитных средств», — поясняет Андрей Игнатенко.

На данный момент в России и Казахстане таким инструментов пользуются только сервисы альтернативного кредитования, в том числе и MoneyMan.kz.

«Мы видим, что к нему проявляют большой интерес и представители банковского сектора. Например, в конце 2017 года Сбербанк заявил о том, что начнет использование этой технологии в середине 2018 года. Более активное использование социального скоринга — это вопрос времени», — считает Андрей Игнатенко.

Он также рассказал, на что обращают внимание эксперты при изучении профиля заемщика.

«Пользователь в социальных сетях рассказывает про себя гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. Лайки новостям, фотографиям, импульсивно подписываясь на группы по интересам, добавляя ту или иную песню в плей-лист, это может полноценно охарактеризовать клиента. Или, например, если страница существует два месяца, а на ней уже сотни постов, то есть вероятность, что эта активность является искусственной. На подозрение может навести и несовпадение геотегов фотографий с городом проживания в анкете. Если выполняются сразу несколько таких критериев, то можно быть почти наверняка уверенным, что перед вами мошенник. Информация из социальных сетей неплохо характеризует платежную дисциплину, а также потребительские предпочтения клиентов. Идеальный профиль заемщика для экспертов выглядит так: давно зарегистрированный аккаунт, много друзей, регулярное размещение фотографий с геотегами из путешествий, посещения ресторанов и театров. Посты о своей жизни, подписка на различные группы по интересам. Социальный скоринг будет вовлекать больше данных о пользователе, увеличивая полноту портрета заемщика», — отметил он.

При этом пока законодательных ограничений для развития этой системы в Казахстане и России нет. К примеру, HR-компании используют социальные сети как полезный инструмент в рекрутинге. Но использование социального скоринга — эффективный инструмент для получения дополнительной информации о заемщике, что влияет на риски кредитной организации. Но это не основной инструмент в оценке потребителя.

«Полученная информация не является ключевым моментом при принятии решения о выдаче денежных средств, но позволяет обогатить полученную информацию дополнительными данными. Поведенческий анализ, психологические характеристики позволяют сделать прогноз возвратности займа. Безусловно, информация из открытых источников имеет большое значение при принятии решения о выдачи займов, но это не основной фактор. Главное для компании — финансовая надежность клиента. Соцсети и другие источники информации выступают еще одним инструментом при анализе личности заемщика», — подчеркнул Андрей Игнатенко.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.