Кредитный, или социальный, скоринг активно используется в мировой практике. То есть кредитные компании подробно изучают профиль заемщика в социальных сетях. О том, как социальный скоринг работает, корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz рассказал генеральный директор MoneyMan.kz Андрей Игнатенко.
Он отметил, что социальный скоринг — явление перспективное, но не ключевое как на мировом, так и на казахстанском рынке.
«Проблема в разнородности информации и возможности создавать несколько аккаунтов в одной сети. Хотя, например, в Колумбии и на Филиппинах, используя программу Lenddo.com, можно взять кредит именно по профилю в социальных сетях. Но это не все, придется приложить ряд других усилий: заполнить заявку на сайте, загрузить фотографию и дать ссылки на имеющиеся профили в соцсетях (Facebook, Twitter, LinkedIn, Google+), а также пригласить друзей и родственников из социальных сетей, чтобы они взяли такой же кредит. Поэтому нельзя сказать, что это менее хлопотно, чем заполнить заявку на онлайн-сервисе для получения быстрого займа», — пояснил Андрей Игнатенко.
Он добавил, что массовому внедрению подобного метода в Казахстане мешает то, что это не является первостепенным инструментом и все-таки для выдачи денежных займов компании базируются на более фундаментальных вещах.
«Соцсети могут помочь заемщику получить кредит. Традиционная анкета кредитных организаций предполагает внесение информации об официальном доходе и стандартные вопросы, всегда есть риск искаженности информации. Однако у заемщика могут быть и дополнительные источники заработка, например, от сдачи недвижимости или монетизации хобби. Эту информацию можно увидеть в профиле на странице в соцсети. Результаты анализа данных соцсетей конвертируются в баллы по шкале от 1 до 100, и если пользователь получил, например, 80 баллов, то вероятность одобрения кредита выше. Например, в Испании кредитные организации сильно ограничены в анализируемой информации о потенциальном заемщике. Там такие инструменты, как социальный скоринг, имеют большое значение при одобрении или отказе в получении кредитных средств», — поясняет Андрей Игнатенко.
На данный момент в России и Казахстане таким инструментов пользуются только сервисы альтернативного кредитования, в том числе и MoneyMan.kz.
«Мы видим, что к нему проявляют большой интерес и представители банковского сектора. Например, в конце 2017 года Сбербанк заявил о том, что начнет использование этой технологии в середине 2018 года. Более активное использование социального скоринга — это вопрос времени», — считает Андрей Игнатенко.
Он также рассказал, на что обращают внимание эксперты при изучении профиля заемщика.
«Пользователь в социальных сетях рассказывает про себя гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. Лайки новостям, фотографиям, импульсивно подписываясь на группы по интересам, добавляя ту или иную песню в плей-лист, это может полноценно охарактеризовать клиента. Или, например, если страница существует два месяца, а на ней уже сотни постов, то есть вероятность, что эта активность является искусственной. На подозрение может навести и несовпадение геотегов фотографий с городом проживания в анкете. Если выполняются сразу несколько таких критериев, то можно быть почти наверняка уверенным, что перед вами мошенник. Информация из социальных сетей неплохо характеризует платежную дисциплину, а также потребительские предпочтения клиентов. Идеальный профиль заемщика для экспертов выглядит так: давно зарегистрированный аккаунт, много друзей, регулярное размещение фотографий с геотегами из путешествий, посещения ресторанов и театров. Посты о своей жизни, подписка на различные группы по интересам. Социальный скоринг будет вовлекать больше данных о пользователе, увеличивая полноту портрета заемщика», — отметил он.
При этом пока законодательных ограничений для развития этой системы в Казахстане и России нет. К примеру, HR-компании используют социальные сети как полезный инструмент в рекрутинге. Но использование социального скоринга — эффективный инструмент для получения дополнительной информации о заемщике, что влияет на риски кредитной организации. Но это не основной инструмент в оценке потребителя.
«Полученная информация не является ключевым моментом при принятии решения о выдаче денежных средств, но позволяет обогатить полученную информацию дополнительными данными. Поведенческий анализ, психологические характеристики позволяют сделать прогноз возвратности займа. Безусловно, информация из открытых источников имеет большое значение при принятии решения о выдачи займов, но это не основной фактор. Главное для компании — финансовая надежность клиента. Соцсети и другие источники информации выступают еще одним инструментом при анализе личности заемщика», — подчеркнул Андрей Игнатенко.