Первое кредитное бюро (ПКБ) совместно с банками намерено запустить сервис межбанковского биометрического сравнения фотографий заемщиков. Этот сервис поможет снизить уровень мошенничества на кредитном рынке. Об этом в беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz сообщила директор по развитию бизнеса Первого кредитного бюро Асем Нургалиева.
«ПКБ намерено обмениваться информацией с банками не только по кредитным договорам, но и фотографиями заемщиков. Это позволит снизить операционные, мошеннические и кредитные риски для банков, а также автоматизировать часть верификационных работ. К примеру, если один из заемщиков зашел в один банк прокредитоваться, а после в другой банк и его в этих банках сфотографировали через web-камеру, то с помощью нашей базы можно будет сравнить эти фото. Если фотографии этого заемщика оказались разными, то есть биометрия лица не совпала, то, скорее всего, был факт мошенничества. Конечно, не факт, что человек, который обращался в эти банки, мошенник. Возможно, кто-то воспользовался документами этого человека. Кстати, пока у нас в Казахстане нет какой-то единой эталонной базы фотографий заемщиков, чтобы база могла идентифицировать заемщиков по фото, а не только по данным удостоверения личности и паспорта», — отметила Асем Нургалиева.
Она уточнила, что, по сути, банки не будут нести какое-то затраты при создании сервиса межбанковского биометрического сравнения фото заемщиков.
«Сейчас практически в каждом банке есть web-камеры. Тренд на использование биометрии и облачных технологий используется всеми развитыми странами. Пока Первое кредитное бюро планирует использовать только биометрию лица заемщиков при формировании базы, потому что это более простой инструмент, чем биометрия отпечатков пальцев. Для того чтобы сделать биометрию отпечатков пальцев, некоторым банкам потребуется приобретать дополнительное оборудование», — пояснила Kapital.kz Асем Нургалиева.
Как отметили в ПКБ, в Казахстане активно биометрию использует два банка и АО «Казпочта». Остальные перейдут к работе с биометрией в своих процессах в течение года. Полезность биометрии уже доказана в соседней России. Так, к примеру, Почтабанк сэкономил после внедрения биометрии около 1,5 млрд рублей и предотвратил за год мошенничество по более 9 тысячам кредитных заявок. Положительную статистику также показывают и другие российские цифровые гиганты.
«Практическое применение технологий также обозначается одним из ключевых трендов года. Учитывая появление направления инновационного риск-менеджмента, уже несколько отечественных банков в этом году перейдут на использование кредитных скорингов, разработанных по технологии машинного обучения. По итогам предварительного тестирования, эффективность BML (behavioral machine learning) скоринговой модели ПКБ 82%, что является довольно высоким значением данного показателя. Этот продукт позволил Казахстану получить еще один дополнительный балл в рейтинге Doing Business 2017», — отметил генеральный директор Первого кредитного бюро Руслан Омаров.