В ноябре объем безналичных платежей составил уже 300,8 млрд тенге — на 4,6% больше, чем месяцем ранее, и сразу в 2,4 раза больше, чем год назад. Число транзакций увеличилось на 6,5% за месяц и в 2,4 раза за год — до 23,4 млн. Такие данные приводит finprom.kz.
Безналичные платежи достигли уже 23,4% от оборота в деньгах и 53,2% - по количеству операций. Для сравнения, годом ранее безнал составлял 14,3% от оборота в денежном выражении и 35,9% - в транзакциях.
Почти 47% безналичных платежей (против 27,5% годом ранее) совершено в ноябре через интернет — 141,2 млрд тенге, сразу втрое больше, чем в аналогичном периоде прошлого года.
Цифровизация и развитие инновационных технологий способствовали активному переходу банковского сектора на дистанционное обслуживание. Так, НБ РК отмечает, что за первые три квартала 2017 года посредством интернет/мобильного банкинга с использованием платежных карточек было совершено 58,9 млн операций на 715,7 млрд тенге. По сравнению с годовыми показателями 2016 года количество и сумма операций увеличились на 51,9% и 78,9% соответственно.
С использованием интернет- и мобильного банкинга проводится практически каждый 2−3-й платеж. Подавляющий объем приходится на переводы денег с одного банковского счета на другой — 35,5% от общего объема интернет-платежей, или 254,2 млрд тенге. При этом наиболее популярна оплата услуг операторов сотовой связи — 36,8% от общего количества интернет-платежей, или 21,7 млн операций.
По итогам 2016 года в электронной коммерции отмечены очень высокие темпы роста: так, объемы розничной торговли подскочили на 54,2%, до 78,5 млрд тенге, оптовой — на 3,2%, до 67,7 млрд тенге, услуг — сразу более чем вдвое, до 80,2 млрд тенге.
Любопытно, что основной прирост в розничной электронной торговле отмечен в секторе непродовольственных товаров — на 58,1%. Самые популярные продукты — стройматериалы, косметика и туалетные принадлежности и бытовая техника.
В то же время интерес казахстанцев к интернет-покупкам продовольственных товаров по итогам 2016 года снизился (-5,3% к 2015).
Среди факторов, ограничивающих развитие e-commerce, предприниматели наиболее часто называли рост конкуренции (34,4%), недостаток финансовых ресурсов (34,3%) и недоверие населения к подобной форме покупок (18,2%).
В то же время 28,7% компаний считали, что ограничений в будущем развитии e-commerce в РК нет.