Важное явление уходящего года — глобализация инвестиционного рынка. Появились равные возможности для входа в проекты независимо от адреса, статуса и величины личного счета.
Уходят времена, когда крупные венчурные фонды собирали сливки рынка. Теперь покупать токены (обязательства, акции) можно из любой точки планеты, оценив важность стартапа интуитивно или на основе знания рынка. Соответственно, и стартапов расплодилось громадное множество, они аккумулируют огромное количество средств и ответственности. Справятся ли?
А на вершине этого информационного айсберга — его величество биткоин. Криптовалюта, открывающая путь к участию в процессе ICO. Биткоин фантастическим ростом в сотни процентов ломает представление о ценности нематериального актива. Валюта, вдохновляющая романтиков рынка и наполняющая сарказмом скептиков.
Предлагаем две диаметрально противоположные точки зрения, сформировавшиеся в течение уходящего года у казахстанских участников финансового рынка.
«Обывателю не обязательно понимать, как работает криптоэкономика»
Алексей Сидоров, финтех-предприниматель, основатель группы компаний Silkway Ventures:
В минувшем году произошло три значимых события, предопределивших успех криптовалют. Первое — феномен ICO, новая ниша для привлечения частного финансирования стартапами. При традиционном венчурном инвестировании всю ценность, которую создают основатели компаний, забирали себе крупные венчурные фонды. Теперь благодаря ICO мелкие инвесторы из любой точки мира могут вкладываться в перспективные компании на ранних стадиях развития. И даже с небольшой суммой денег они могут получить доступ ко всей перспективе роста компании. Вот событие, которое значительно повлияло на развитие криптовалют.
Второе событие — хайп в политической сфере, несколько стран стали говорить о серьезном отношении к криптовалютам. Причем я имею в виду как позитивную, так и негативную оценку. Финансовые регуляторы, политики и банкиры по всему миру не могут оставить без внимания эту сферу из-за растущей капитализации криптовалют. Когда явление незначительно, никто не обращает на него внимания.
Третье — некоторые фондовые биржи заявили о том, что запустили или планируют запустить торги фьючерсами на биткоин: среди них Чикагская товарная биржа, NASDAQ и немецкий биржевой концерн Deutsche Börse. Это уже признание фондовым рынком биткоина как инструмента.
Биткоин — самый большой по капитализации и самый продвинутый игрок на рынке криптовалют. Неслучайно, что его хотели назвать цифровым золотом. То есть сохранить в названии свойство физической ценности, которая перестает принадлежать тебе в момент передачи. Биткоин основан на технологии блокчейн. Но более важна философия, главная идея которой лежит в основе ее создания. Ключевые преимущества этой технологии — децентрализация, открытость, демократичность. Эта система не принадлежит никому, ею управляет не какая-то избранная группа лиц, а общественный консенсус.
Для этого надо было решить одну техническую проблему: копирование. Ведь с передачей файла через сеть оба адресата становятся владельцами одинаковых копий. И когда эта проблема копирования в сети была решена, все стало быстро развиваться. За счет криптографии мы можем передавать биткоин, не оставляя себе копию.
Те, кто разрабатывает блокчейн, это элитные программисты всего мира. Экосистема, лежащая в основе биткоина, включает в себя сотни тысяч компьютеров по всему миру. Разве можно их взять и все уничтожить?
Любое прорывное изобретение сопряжено с рисками. Любую технологию используют хорошие люди и преступники. Криптовалюты и ICO пока не регулируются. В области ICO много людей, которые никогда деньги не вернут, но к этому надо относиться философски, время все расставляет по местам. Помимо недобросовестных предпринимателей есть и честные и талантливые, чьи компании взлетят и станут прорывными благодаря привлеченным деньгам через ICO, а не через венчурные фонды.
Что драйвит людей, которые вкладываются в ICO? ICO — это среднее между краудфандингом и обычным мелким инвестированием. Краудфандинг тоже ведь перевернул мир, теперь любой изобретатель может обратиться к аудитории за помощью напрямую. И эта же идея присутствует в ICO. Если предприниматели добросовестно отнесутся к своему проекту, токенхолдеры выиграют в том, что цена токенов будет подниматься. Второй драйвер — желание заработать на спекуляции.
Криптоэкономика и реальный мир будут смешиваться все больше. Сейчас это часть жизни для 20−30 млн человек, это очень мало, но их количество растет огромными темпами — только крупнейшая криптобиржа в США — Coinbase — ежедневно регистрирует до 100 тыс. новых пользователей. Расширение неизбежно, рост текущего года продолжится в будущем году. Обывателю не обязательно понимать, как работает криптоэкономика, он ведь не думает о том, как работает обычная финансовая система.
Биткоин: пустышка на мощной технологической базе
Константин Пак, директор по развитию сектора финансовых технологий и инноваций, Ассоциация финансистов Казахстана:
Почему многие люди увлеклись идеей криптовалют? Понятно, что основная масса «вкладчиков» принимает решения эмоционально, не имея необходимых знаний и опыта для анализа ситуации. Конечно, сложно удержаться, когда масса СМИ с регулярностью, достойной лучшего применения, рапортует об очередном росте «битка» на сотни процентов.
Из чего складывается этот рост? Тут тоже все просто. Со времен изобретения «схемы Понци» рецепт не изменился — побольше позитивных новостей, привлекающих новых участников, именно за их счет происходит рост. И курс будет расти, пока не достигнет точки, в которой привлечение новых участников невозможно.
Те, кто помнят МММ — прекрасно знают, что будет дальше. Кто-то на этом действительно «заработает». Абсолютное большинство — проиграет. Особенностью криптовалютного пузыря является то, что основным объемом эмиссии главной криптовалюты владеют не более 1000 кошельков. Людей за ними стоит, возможно, еще меньше. Цифровой характер актива позволяет манипулировать рынком еще эффективнее, чем это удавалось предшественникам, например, Мавроди.
Давайте попробуем провести объективный анализ — что же такое криптовалюты? Во-первых, сам термин — не верен. Никакие это не валюты, так как основные свойства и функции денег для криптовалют не выполняются. Их практически нельзя использовать как средство платежа — транзакции очень дорогие и медленные. Вряд ли вы захотите купить булку хлеба «валютой», если за стоимость операции придется отдать $20 или больше. Их невозможно применять как средство накопления и тем более кредитования — курс слишком часто меняется, вряд ли кто-то может сказать во-сколько будут оценены ваши накопления или кредит через год — может он вырастет в 10 раз, а может обнулится. Да и цену товара назначать в таких «валютах» невозможно, курс слишком волатилен и, бывает, меняется на десятки процентов за минуты. Вести адекватную торговлю в таких условиях невозможно.
Тут мы подошли к еще одному типичному свойству денег. Стоимость денег в нынешнюю эпоху определяется тем объемом товаров, которые за них готовы продать. Поэтому доллар валюта очень сильная, тенге послабее. Но в любом случае объем товаров всегда значительно превышает объем эмиссии денег, ведь деньги сами по себе ничего не стоят и являются просто механизмом для обмена. То есть нормальное соотношение в экономике, когда на 2 млрд выпущенных тенге оборачивается товаров на 10 миллиардов. Этого вполне достаточно для осуществления оборота. Чем отличаются в этом смысле криптовалюты? На $300 млрд известной на сегодня эмиссии купить можно весьма скромный объем товаров, ни один серьезный игрок не предлагает свои товары за биткоины. Все новости на эту тему обычно о каких-то мелких магазинах или отдельных частных продавцах, готовых «продать квартиру за биткоины». Соотношение явно не нормальное. 300 млрд и практически ничего, что можно на них купить.
Ну и, конечно, нужно обратить внимание на технологический аспект вопроса. Технология блокчейн, на которой построены криптовалюты, безусловно, интересна, но в то же время имеет свои ограничения. Во-первых, все известные крупные блокчейны чрезвычайно энергозатратны. По оценкам, мир за последний год потратил на них электроэнергии более чем на $1 млрд. Это только электричество без инвестиций в оборудование и телекоммуникации. При этом какой-то экономический эффект пока не заметен. Производство не стало благодаря блокчейну эффективнее, информация не стала быстрее передаваться. Даже денежные переводы, где находится основная предметная область криптовалют, никак не изменились. Никто не стал использовать криптовалюты для своих регулярных денежных переводов, выплаты зарплат, расчетов с поставщиками. Даже криминальный сегмент, поначалу прельстившись на «анонимность» транзакций — уже понял, что это не совсем так.
Что дальше? Во-первых, нужно дождаться, когда пузырь лопнет и страсти утихнут. Во-вторых, продолжить изучать свойства и ограничения новой технологии. А, в-третьих, думать, как лучше применить те значительные вычислительные мощности, которые останутся после пузыря.