USD
499.51₸
+0.960
EUR
525.83₸
+1.550
RUB
4.62₸
-0.130
BRENT
72.68$
-0.200
BTC
95553.30$
-667.500

Собирается ли Халык продавать Казком?

Умут Шаяхметова и Ульф Вокурка также рассказали о фальш-рассылке по WhatsApp и премиях топ-менеджмента

Share
Share
Share
Tweet
Share
Собирается ли Халык продавать Казком?- Kapital.kz

В сентябре стало известно, что Народный банк рассчитался за Казком. Ситуация, с которой столкнулось руководство Халыка, была не из простых: стояла задача очистить портфель Казкома от токсичных займов. В ноябре группе Халык пришлось столкнуться еще и с информационной атакой: стали распространяться слухи о банкротстве Казкома. Корреспондент центра деловой информации Kapital.kz побеседовал с председателем правления Казкома Ульфом Вокуркой и главой Народного банка Умут Шаяхметовой о том, почему возникли слухи в WhatsApp, к чему они привели и сократился ли бюджет на премии и бонусы.

— В начале ноября через WhatsApp стали распространяться слухи о якобы планируемом банкротстве Казкома. В банке на тот момент пояснили, что эта информация ни чем не обоснована. В банке подчеркнули, что он уже обратился с заявлением в правоохранительные органы для поиска источника распространения слухов. Как вы думаете, откуда возникла эта информация о банкротстве Казкома?

Ульф Вокурка: Предполагаю, что по поводу банкротства нас перепутали с Bank RBK, ведь в рассылке по Казкому был упомянут и Bank RBK. Вспомните, слухи о якобы банкротстве Казкома стали появляться в WhatsApp через две недели после появления информации о том, что Bank RBK и Qazaq Banki не будут объединяться.

— Насколько известно, Казком уже обратился в прокуратуру по поводу этой фальш-рассылки…

Ульф Вокурка: Действительно, мы обратились в правоохранительные органы. Согласно законодательству, мы обязаны были сделать это. Но что очень важно, мы не наблюдали резкого оттока депозитов из Казкома. Вспомните, рассылка по WhatsApp была 3 ноября, то есть после того, как большинство компаний-работодателей выплатили заработные платы и вознаграждения своим сотрудникам. После этой фальш-рассылки следовали выходные и мы предполагали, что в этот день могут последовать более активные операции по обналичиванию средств с банкоматов Казкома. Мы с Халык банком подготовились к такому стечению обстоятельств, подкрепили наши банкоматы и филиалы, расчетно-кассовые отделения наличностью на 10% больше, чем обычно. Кстати, большинство тех вкладчиков, которые в панике сняли свои средства с депозитов Казкома, уже вернулись к нам.

Умут Шаяхметова: Со стороны наших клиентов (Народного банка — Ред.) не было никакой реакции, оттока депозитов не происходило.

— У вас есть какая-то информация о том, на каком этапе сейчас находится расследование по делу о рассылке через WhatsApp?

Ульф Вокурка: К сожалению, пока нет.

— Ведутся ли в настоящее время переговоры о покупке Казкома?

Ульф Вокурка: Не слышал, чтобы поступали такие предложения и думаю, что покупка Казкома не целесообразна. Понимаете, для того, чтобы оценить Казком нужно провести целую серию мероприятий. Ведь очень сложно определить справедливую цену такого актива как Казком, переговоры по цене с Халыком продолжались более полугода.

Умут Шаяхметова: К нам не поступало каких-либо предложений о покупке Казкома, и на совете директоров мы не поднимали вопрос о продаже Казкома.

— Известно, что Нацбанк к управлению пенсионными активами намерен привлечь и казахстанские управляющие компании. У вас есть дочерняя структура, которая также может принять участие…

Умут Шаяхметова: Мы хотели бы, чтобы наша «дочка» также приняла участие в управлении частью активами ЕНПФ. Но пока каких-то окончательных решений к управляющим или их инвестпортфелю у регулятора нет.

— Ранее по законодательству при списании кредитов физлиц банки платили индивидуальный подоходный налог (ИПН). Налоговая передышка по списанию «токсичных» займов была только по юрлицам — 2014−2015 годы.

Умут Шаяхметова: С января 2018 года для всех банков вводится льгота по списанию розничных кредитов. То есть со следующего года банки не будут оплачивать ИПН в размере 10% при списании кредитов физических лиц. Эту льготы мы просили долгое время, и наконец, это произошло. Раньше мы могли списывать проблемные займы только при банкротстве или смерти заемщика.

— В 2016 году вы говорили, что «банк живет в режиме жесткой экономии». Обсуждается ли в этом году снижение для топ-менеджмента Народного банка бонусов и премий?

Умут Шаяхметова: Нет, не ожидается, мы же хорошо работаем. Единственное, ранее Казком начислял бонусы своему топ-менеджменту в размере около 7 млрд тенге, но мы их отсторнировали (аннулировали — Ред.). Кстати в третьем квартале 2017 года за счет этого снизились операционные расходы Казкома. А в целом банк работает в нормальном режиме, более того, могу сейчас сказать, что наши сотрудники работают усиленно и напряженно.

Например, негласно суббота для топ-менеджмента банка рабочий день, члены правления, директора департаментов выходят на работу. Я сказала своим замам: «раньше семи вечера выходить из здания банка не разрешаю». Точно знаю, что все мои замы в банке до 19.00. И это не оплачивается, то есть сверхурочная работа дополнительно не оплачивается. Сейчас напряженное время для банкиров, конец года для банков всегда напряженная пора. К тому же, у нас параллельно идет работа по развитию стратегии банка.

— Известно, что вы приобрели мажоритарный пакет акций Казкома у Кенеса Ракишева. Он как-то участвует напрямую в управлении Казкомом?

Умут Шаяхметова: Сейчас нет.

— Может косвенно управляет, дает какие-то советы менеджменту?

Умут Шаяхметова: Нет.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.