Состоявшийся, спустя 11 лет после предшествовавшего, VII Конгресс финансистов Казахстана открылся весьма оживленной дискуссией представителей финансового и реального секторов кабмина и Нацбанка, сразу подтвердив амбиции на статус одной из самых влиятельных диалоговых площадок. Представлявший правительство вице-премьер Ерболат Досаев заявил, что готов целый день слушать представителей финансовых институтов, причем не только крупных, но и весь рынок. Председатель Нацбанка Данияр Акишев отметил, что Нацбанк не ждал от участников «рафинированного» обсуждения, но затем упомянул, что самый откровенный обмен мнениями, возможно, более уместен «на наших профессиональных площадках», и наиболее жесткие претензии участников рынка друг к другу и ситуации, видимо, правильнее все же не выносить в публичное пространство.
Экономика нуждается в стимулах
Председатель правления НПП «Атамекен» Аблай Мырзахметов выразил ожидания, связанные со стимулированием экономического роста, причем отметил важность координации трех политик: налогово-бюджетной, денежно-кредитной и тарифной. С вводом должности вице-премьера, курирующего макроэкономику, этот пост занял как раз Ерболат Досаев, возможно, властям удастся повысить стратегичность своей ориентации на экономический рост.
Ожидания от банковского сектора связаны и с ростом активности кредитования, и со снижением ставок. Примерно 6-процентный рост кредитования в этом году никак, по мнению Аблая Мырзахметова, не связан с активностью банков по отношению к бизнесу, поскольку в «полтора раза выросло потребительское кредитование», а кредитование агросектора снизилось в 2017 году примерно на 40%, промышленности — на 30%.
Снижается в целом кредитование юридических лиц. Это происходит, несмотря на то, что после дефицита тенговых кредитов в 2015 году общие ожидания состояли в том, что после валютной коррекции все же начнется оживление тенгового кредитования, этого, однако, пока не произошло. Ожидания бизнеса по ставкам были сформулированы как 6−7% по инвестиционным кредитам, причем это должны быть длинные деньги, а по кредитам на пополнение оборотных средств ставки хотелось бы видеть на уровне 10−12%.
Председатель правления НПП «Атамекен» также отметил, что единственным инструментом, делающим доступным кредитные ресурсы, остаются программы субсидирования, в которых участвует примерно 10 тыс. бизнесов и которыми практически охвачены все относительно крупные несырьевые предприятия.
Кроме того, спикер упомянул о черных дырах в банковском секторе, которые требуют участия государства в докапитализации банков, и о том, что в реальном секторе начинают испытывать страх в результате выявляемых в банках проблем после введенной более жесткой модели банковского надзора. Аблай Мырзахметов, впрочем, согласен с тем, что показываемый ранее многими банками уровень проблемных кредитов был далек от действительного.
Государство — непобедимый конкурент
Председатель правления «Халык Банка» Умут Шаяхметова, очевидно, точно так же выражала ключевые ожидания своего сектора. Немного остановившись на происходящем ужесточении надзора, которое, впрочем, по ее мнению, в этом году имеет объективные предпосылки, поскольку речь идет о проблемах, накопленных как минимум за последние 5 лет, когда надзор был не слишком эффективным, главное внимание она уделила все же чрезмерному присутствию государства в экономике.
Умут Шаяхметова, в частности, критиковала программы субсидирования, конкуренцию банков и квазигосударственных институтов, а также фондирование банков со стороны государства, которое не учитывает качество финансовых институтов и уровень рейтингов. В то же время изымаемая Нацбанком ликвидность с рынков превышает 3 трлн тенге, или 23% от совокупного портфеля, и могла бы при определенных обстоятельствах пойти на кредитование.
Вливаемые регулятором средства в рамках программы докапитализации банков не смогут быть направлены на кредитование, так как существуют очень жесткие ограничения в их мандате и они должны быть практически целиком инвестированы в ноты Нацбанка. Уровень кредитования между тем продолжает снижаться и составляет, по последним данным, примерно 28% от ВВП, в то время как, например, в России этот показатель достигает 64%. Сама Умут Шаяхметова однако признает отсутствие достаточного количества качественных заемщиков. Рост начался пока только в сырьевых секторах, фактически не использовавших кредитные ресурсы казахстанских банков, а заемщики из несырьевых секторов по-прежнему перегружены долгами. Выход состоит в либерализации и приватизации, где значительные шаги можно было бы сделать очень быстро, а также в снижении уровня государственного присутствия в экономике. Глава «Халык Банка» также подчеркнула, что практика широкого субсидирования противоречит политике инфляционного таргетирования, и посетовала на то, что у банков нет доступных инструментов валютного хеджирования.
Сложное поддержание статус-кво
Пожалуй, главная идея, которую до аудитории конгресса пытался донести Ерболат Досаев, состоит в том, что государство радо было бы отказаться от своей роли основного инвестора в экономику и хотело бы, чтобы она вернулась к финансовому сектору. Вице-премьер упомянул о желании вернуться к тем реалиям, которые были когда-то исторически, — 11 лет и больше назад. Вопрос скорее в возможностях банков. Он также отметил, что правительство планирует сделать значительные шаги в плане либерализации и приватизации в 2018 году. Что касается конкуренции с институтами развития, реакция может последовать уже до конца года, для них могут быть установлены новые пороговые значения кредитования проектов. Вопрос в том, смогут ли заполнить возникающий вакуум банки. (Вице-премьер некоторое время возглавлял холдинг «Байтерек» и, видимо, знает проблему изнутри.)
В то же время Ерболат Досаев, поддерживая определенное равновесие между амбициями финансового сектора и бизнеса, отметил, что отмена субсидирования — это тот шаг, на который правительству пойти сложно. При нынешнем уровне предоставления ресурсов рынку под 10,25% годовых и марже банков может просто не оказаться достаточного количества заемщиков, так как крайне небольшое количество из них имеют уровень рентабельности выше 15%. Кроме того, вице-премьер успокоил финансистов относительно конкуренции МФЦА и KASE, отметив, что нет планов закрывать отечественную фондовую площадку и у бирж будет разная специализация. МФЦА будет нацелен, прежде всего, на привлечение иностранных инвесторов.
Глава Нацбанка в свою очередь подчеркнул, что списываемые кредиты в спасаемых банках не имели перспектив возвратности, формально кредитный портфель банковского сектора мог бы оставаться больше, но это не было бы предметом для гордости. В нынешней ситуации, когда приходится исправлять проблемы довольно длительного периода, не может быть простых решений и безболезненных шагов. При этом своей стратегической задачей в денежно-кредитной политике Нацбанк считает снижение инфляции ниже 4% к 2020 году. Размен в достижении этой основной цели на решение каких-то сиюминутных задач и попыток стимулировать экономику с помощью эмиссии не привел бы ни к чему хорошему. Такой опыт есть у развитых стран. Данияр Акишев заявил также в качестве одной из важнейших целей предсказуемость решений в денежно-кредитной политике для рынков. Едва ли не главной проблемой сектора остается инерционность мышления со сформированными ожиданиями — нефть по $100, фиксированный курс тенге и прежняя жизнь.