С социальными отчислениями в госфонды складывается парадоксальная ситуация. Отчисления в Фонд социального медицинского страхования (ФСМС) гораздо ниже, чем в ЕНПФ и Государственный фонд социального страхования (ГФСС). Об этом в интервью центру деловой информации Kapital.kz ранее заявляла глава ФСМС Елена Бахмутова. Разобравшись в цифрах, мы выяснили, что работодатели делают пенсионные отчисления, но действительно игнорируют выплаты по ОСМС.
Итак, в начале октября в интервью Kapital.kz Елена Бахмутова говорила следующее:
«Казалось бы, что одни и те же работодатели должны делать отчисления за наемных работников в ЕНПФ, ГФСС и ФСМС. Но, к сожалению, это не так. По информации ЕНПФ, в прошлом году пенсионные отчисления сделали за 5,6 млн человек. На сайте ГФСС я нашла данные о том, что по итогам июля этого года отчисления сделали 4,1 млн человек. А на 15 сентября в ФСМС сделали взносы чуть меньше 4 млн человек. Это ненормально, что за одного и того же работника работодатель сделал пенсионные отчисления, а отчисления за медицинское страхование не поступили».
Воспользовавшись данными сайтов ЕНПФ, ГФСС и ФСМС, мы обнаружили интересную картину. Фонд соцмедстрахования начал принимать взносы с июля этого года, и, по данным его главы, на 15 сентября взносы и отчисления сделали меньше 4 тысяч человек. По информации на сайте ГФСС, на 1 сентября выплаты сделали 4,12 млн человек. А количество индивидуальных пенсионных счетов в ЕНПФ на ту же дату, открытых для обязательных пенсионных взносов, на которых имеются накопления, составляет 9,4 млн единиц.
В денежном выражении разрыв еще больше. Предварительно стоить напомнить, по какой схеме делаются отчисления работодателями. В ЕНПФ по ОПВ отчисляют 10% от дохода работника. В ГФСС — 5% от дохода сотрудника, но после того, как из этой суммы вычтут пенсионные отчисления. И в Фонд соцмедстрахования перечисляется 1% от дохода рабочих.
В июле в ЕНПФ по ОПВ перечислено 56,7 млрд тенге, в ГФСС — 21,8 млрд тенге, в ФСМС — 800 млн тенге. Можно, конечно, считать этот месяц непоказательным, так как Фонд соцмедстрахования только начал работать.
В августе в пенсфонд поступило 53,5 млрд тенге, в ГФСС — 25,03 млрд тенге и в ФСМС только 5,8 млрд тенге.
Сентябрь у ЕНПФ оказался удачнее, потому что по ОПВ поступило 58,22 млрд тенге, а спад произошел у ГФСС (22,12 млрд тенге) и у ФСМС (5,7 млрд тенге).
Внедрение ОСМС — это поворот в сторону Запада, где это распространенная практика, когда медицину разворачивают от государственного обеспечения к частному либо государственно-частному партнерству. Однако в результате растет нагрузка как на работодателя, так и на работников, потому что обе эти стороны должны будут делать больше социальных отчислений, сказал финансист Арман Бейсембаев.
«Я сам, будучи предпринимателем, могу сказать, что налоговая нагрузка на бизнес бешеная, учитывая экономическую ситуацию в стране. Если платить все налоги и социальные отчисления, предприниматели не смогут работать. Хотя государство всячески борется с теневой экономикой, это бремя отчислений однозначно спровоцирует. Какая-то часть сотрудников будет уходить в тень, получая зарплату в конвертах», — сказал наш собеседник.
Что касается именно ОСМС, то население считает, что это априори не нужно, поэтому и отчисления делать не хотят. Не так много людей в стране часто обращаются за помощью к докторам, а если и обращаются, то им проще заплатить за прием в частной клинике. Во-первых, так быстрее, во-вторых — надежнее, потому что бесплатной медицине мало доверяют, пояснил Арман Бейсембаев.
Большая доля ответственности в этой ситуации лежит на налоговом органе, который плохо справляется со своими обязанностям, считает экономиста Петр Своик.
«Как сборщика налогов его настолько не уважают, что работодатели позволяют себе хамить. Хамить в том смысле, что платить в ЕНПФ и не платить в Фонд социального медицинского страхования», — сказал эксперт.
Хотя проблема в налоговом администрировании, недобросовестных работодателей нужно привлекать к ответственности, потому что правила налогового законодательства едины, добавил он.