Ни одна отрасль Казахстана уже не может игнорировать «цифровизацию». Активнее других внедряет новые технологии финансовый сектор: свыше 7 млн человек уже обслуживаются через удаленные системы банков; более чем в 2 раза за год увеличился объем платежей через интернет и мобильные устройства; свыше 70% платежей юридических лиц проводятся через дистанционные каналы.
Сегодня в Астане проходит Республиканское совещание по вопросам цифровизации с участием главы государства Нурсултана Назарбаева, а также руководителей государственных органов и представителей ассоциации IT-компаний и других сфер бизнеса из Казахстана и более 10 стран мира.
По словам председателя Национального Банка РК Данияра Акишева, взаимоотношения банков с клиентами вышли на новый уровень.
«Банки постепенно переходят к обслуживанию клиентов в онлайн-режиме в формате 24/7/365. Теперь, чтобы открыть банковские счета, платежные карточки, депозиты, получать кредиты, не обязательно приходить в филиал/офис банка. Услуги предоставляются онлайн. Для этих целей в ряде банков применяются биометрические технологии — распознавание голоса, сканирование лица на основании фотографии или видеоизображения», — отметил Данияр Акишев.
Тема цифровизации финансовой сферы интересна и важна тем, что касается каждого из нас. Поэтому давайте рассмотрим подробнее некоторые технологии и разберемся, как они могут изменить процесс управления своими средствами.
Биометрия — риски или возможности?
Как уже говорилось, некоторые банки применяют биометрические технологии. Однако, по мнению экспертов, необходимо создание общей системы идентификации. Новая система должна стать своеобразным «биометрическим паспортом» клиента, доступным всем банкам, чтобы клиент, однажды заведя такой «документ», смог обслуживаться в других банках.
«Это самый горячий вопрос. На рынке есть несколько конкурирующих и даже немного конфликтующих предложений. Для широкого развития финтеха необходим хороший удаленный идентификатор. В Казахстане пока официально существует система электронной подписи, но с ней есть некоторые проблемы. Она достаточно громоздкая, тяжелая в использовании и не всегда надежная. Сейчас на рынке есть несколько инициатив, но они пока на стадии обсуждения. Также есть несколько инициатив на уровне биометрии, когда идентификацию производят с помощью биометрических данных человека — это лицо, голос
По его словам, этот вопрос активно обсуждается, и решение, возможно, будет принято уже в ближайшие несколько месяцев.
В свете программы «Цифровой Казахстан» удаленная идентификация клиента — важный аспект работы финансового сектора. Главное — выбрать правильный инструмент, подчеркнула директор по развитию бизнеса Первого кредитного бюро Асем Нургалиева.
«Нужны какие-то инструменты, которые позволяли бы на уровне страны клиента идентифицировать. Первый шаг — это сначала понять, действительно ли этот клиент является тем, за которого пытается себя выдать. Потому что все прекрасно понимаем: как только все процессы перейдут в „цифру“, то это будет поле для цифрового мошенничества. Поэтому система удаленной идентификации — это одна из проблем», — отметила Асем Нургалиева.
С развитием новых технологий повышаются и риски киберугроз. В связи с этим Национальный Банк уделяет особое внимание мерам по защите информации и финансовой инфраструктуры. Решить эту проблему должен «Киберщит Казахстана». В стратегии четко будут прописаны меры по недопущению негативных факторов.
За покупками со смартфоном
Еще одна технология, которая активно используется в Казахстане, это мобильные финансовые сервисы. Для развития этого направления активно сотрудничают Национальный Банк, Правительство и банки второго уровня. К примеру, глава Нацбанка Данияр Акишев говорил о том, что рассматривается вопрос создания платформы нового поколения: платежи можно будет проводить в реальном времени с использованием мобильного устройства, в том числе по номеру мобильного телефона между гражданами (P2P-переводы).
Преимущества такого сервиса оценят и пользователи, и финансовые институты. Первые получат удобный и быстрый способ оплаты, вторые смогут сэкономить на дорогостоящей физической инфраструктуре.
Новый сервис может появиться уже в этом году, рассказал корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz директор по развитию сектора новых технологий и инноваций Ассоциации финансистов Казахстана Константин Пак.
«В этом году должна появиться очень интересная технология mVisa. Благодаря этой технологии платежи идут с помощью QR-кодов,
Отметим, в целом казахстанцы стали реже расплачиваться наличными: за год рост безналичных платежей составил 70%. Возрастает популярность электронных денег.
Нацбанк вышел в Online
Регулятор и сам активно внедряет современные технологии. К примеру, в ноябре 2016 года запущено мобильное приложение «НБК Online». Любой казахстанец может задать вопрос Национальному Банку и получить в течение 5 часов ответ на свой телефон. Кроме того, приложение позволяет получать новости финансового рынка.
Национальным Банком завершается разработка еще одного мобильного приложения, которое позволит покупать и продавать ценные бумаги на базе блокчейн. Данияр Акишев пояснял, что в пилотном проекте рассматривается использование краткосрочных нот Нацбанка. То есть казахстанцы в режиме онлайн смогут покупать и продавать ноты Нацбанка с мобильного телефона. При такой схеме отпадет необходимость в посредниках — брокерах и дилерах. Большой плюс технологии и в том, что не будет налогов и комиссий.
«Гибридные» клиенты задают тренд
Ранее The Boston Consulting Group (BCG) опубликовал отчет «Глобальные рынки капитала, 2017 г.: Ускоряя бионическую трансформацию». Эксперты говорят, что в Казахстане ежегодно растет число «гибридных» клиентов,
«Для того чтобы соответствовать ожиданиям клиентов и добиться успеха на рынке, казахстанским розничным банкам необходимо фокусироваться на оптимизации и цифровизации клиентского опыта, используя искусственный интеллект, роботизацию и другие инструменты, которые позволяют улучшить качество сервиса», — считает управляющий директор, руководитель практики финансовых институтов BCG в СНГ Макс Хаузер.
Понятно, что казахстанские банки следят за изменениями на мировом рыке и внедряют наиболее эффективные решения. Клиенты некоторых фининститутов могут проводить платежи и получать услуги с помощью социальных сетей. Новые технологии позволяют ускорить процессы, оптимизировать их и сделать более эффективными, говорит директор по развитию бизнеса Первого кредитного бюро Асем Нургалиева.
«В этом году мы видим такой тренд, что многие банки занимаются модернизацией своего IT, модернизацией своих систем, систем фронтальных, систем принятия решений, что тоже в среднесрочной перспективе — в перспективе трех лет, очень хорошо скажется на качестве и быстроте выдачи займов и в общем на сервисе со стороны банков для заемщиков», — добавила Асем Нургалиева.
За последние 15 лет интернет и мобильные устройства изменили банковский сектор. Управлять деньгами теперь можно на расстоянии и в круглосуточном режиме. Чтобы эти технологии были эффективными и безопасными, необходима скоординированная работа Национального банка и игроков рынка. Финансовый сектор в этом плане можно назвать самым передовым.