Экс-глава Национального банка известный экономист Ораз Жандосов надеется, что Нацбанк не будет вмешиваться в формирование курса тенге. В противном случае, как считает экономист, доверие к политике финрегулятора подорвется. Об этом экономист заявил узкому кругу журналистов в кулуарах конференции «Повышение финансовой грамотности как фактор социально-экономического роста» в Алматы, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Спекуляции всегда есть и были на валютном рынке… Наверное, говорить о том, что только за счет спекуляций (курс тенге упал до 342 тенге), сложно. Думаю, что какие-то объективные процессы также повлияли на этот процесс. То есть если мы видим, что нефть растет, то вроде бы курс нацвалюты также должен увеличиваться. Видимо, иные процессы (помимо спекуляций и стоимости нефти. — Ред.), связанные больше с состоянием финансового сектора, влияют на то, что курс тенге несколько ослабел. Но в целом я не вижу чего-то страшного (в том, что тенге ослабел до 340−342 тенге. — Ред.). Потому что, если смотреть в процентах, то ослабление тенге достаточно небольшое», — отметил Ораз Жандосов.
Собеседник также прокомментировал, должен ли Нацбанк как-то менять свою денежно-кредитную политику. «У меня сейчас пока нет предложений по политике регулятора. В то же время считаю, что правильнее, чтобы Нацбанк продолжал придерживаться выбранной ранее позиции, а именно выбранного ранее курса на инфляционное таргетирование, то есть перехода на плавающий курс тенге. Если говорить более долгосрочно, то вопрос по курсу — это сложный вопрос, потому что во многом у нас страна слишком зависит от нефтяных доходов. Нефтяные доходы составляют всю конструкцию Национального фонда. Если мы хотим изменить политику обменного курса, то это можно сделать только в контексте общего изменения подхода, который мы используем в отношении нефтяных доходов. Если мы готовы на это и будем к этому готовы через год, тогда, может быть, и политика обменного курса должна поменяться, а может, и нет», — считает Ораз Жандосов.
Экономист также уверен, что регулятору не стоит проводить интервенции. «Надеюсь, что Нацбанк не вмешается и не будет вмешиваться в курс. Вспомните, регулятор в июне вмешивался небольшими интервенциями в курс, и если он еще пару раз вмешается, то тогда доверие к текущей политике Нацбанка, а не к самому значению курса, подорвется. Поэтому надеюсь, что Нацбанк будет придерживаться той политики, которую он уже провозгласил», — уверен экс-глава Нацбанка.
Он также прокомментировал слова главы Казахстана о расширении полномочий Нацбанка. «В части надзора за банками, думаю, что это нужно. У меня старая позиция в этом отношении. Считаю, что надзор должен быть отделен от денежно-кредитной политики. Потому что слишком много функций в одной организации (Нацбанке. — Ред.), потенциально это может привести к конфликту интересов», — заметил Ораз Жандосов.
Напомним, летом курс тенге стало лихорадить, начало и конец августа заставили казахстанцев изрядно понервничать. За два дня, с 29 по 31 августа, курс тенге в Астане ослаб на 6 тенге. На табло столичных обменников максимальный курс продажи американской валюты составлял уже не 336 тенге, а 342 тенге. В обменных пунктах в Алматы — 340 тенге. В четверг, 7 сентября, доллар в обменниках Алматы достигал уже 342 тенге.
Ранее аналитики выказали мнение Kapital.kz о том, что ослабление тенге связано со спекуляциями, вызванными ожиданиями по ослаблению тенге после окончания ЭКСПО-2017 и новым расчетным бюджетным курсом 340 тенге.
В четверг, 7 сентября, в Нацбанке прокомментировали ситуацию. По сообщению регулятора, в августе объем нетто-интервенций составил 70 млн долларов. «С 21 августа по 6 сентября 2017 года курс тенге по отношению к доллару ослаб на 2,6%. Данная ситуация сложилась на фоне превышения спроса на иностранную валюту над ее предложением со стороны банков, компаний и населения. В условиях свободно плавающего курса тенге и минимизации участия Нацбанка на валютных торгах такая ситуация приводит к автоматическому ослаблению курса», — пояснили ситуацию в Нацбанке.
На фоне стабильных фундаментальных факторов, определяющих курс нацвалюты в среднесрочной перспективе (цены на нефть и курсы валют в странах — торговых партнерах), негативное влияние оказали девальвационные ожидания, спровоцированные и подогреваемые заявлениями отдельных экспертов. «Нацбанк в условиях отсутствия достаточного предложения иностранной валюты выступил ее продавцом. В августе объем нетто-интервенций Нацбанка составил 70 млн долларов. В первой неделе сентября регулятор также проводил интервенции по продаже иностранной валюты. Данные по итогам месяца будут опубликованы в начале октября», — отметил регулятор.
Между тем, по данным Нацбанка, 5−6 сентября ситуация на валютном рынке стабилизировалась. «По прогнозам Нацбанка, курс тенге к доллару будет сохраняться на текущих уровнях, если цены на нефть не снизятся ниже 50 долларов за баррель, а курс российского рубля не превысит 59−60 рублей за доллар. Более того, текущий уровень обменного курса является недооцененным по отношению к рублю, что создает предпосылки для его коррекции», — заключили в фининституте.