С 5 сентября Центробанк Узбекистана установил официальный валютный курс сума на уровне 8100 за доллар. Днем ранее он составлял порядка 4200 сумов за доллар. Валютная корректировка последовала после указа президента Шавката Мирзиёева о либерализации валютной политики. «Одним из приоритетных направлений государственной экономической политики в области дальнейшей либерализации валютного рынка является исключительное использование рыночных механизмов», — пояснили в ЦБ. Агентство Reuters сообщало, что до сих пор многие зарубежные компании воздерживались от инвестиций в узбекскую экономику из-за требования, которое обязывало большинство предприятий продавать иностранную валюту по официальному курсу и покупать ее по гораздо более высокому. Эксперты оценили, чего ждать от этой политики Казахстану?
Некоторые эксперты позитивно оценили либерализацию валютной политики у соседей. Например, экономист Алмас Чукин написал в своем аккаунте в Facebook, что на 26-м году независимости в Узбекистане можно свободно покупать и продавать валюту. «Но эта девальвация принесет народу в сто раз больше пользы, чем вреда. Во-первых, народ все равно не имел доступа к конвертации по официальному дешевому курсу. На этом наживались все те, кто „разводил“ вопросы в банках. Во-вторых, выиграют все от того, что в экономике наконец-то появляется не суррогат, а нормальный денежный знак, который пусть и дорого, но равен любым другим деньгам», — уверен Алмас Чукин. И, в-третьих, отметил он, должны выиграть соседи Узбекистана. «Крупнейшая по населению страна региона теперь „is open for business“. Надо не зевать только, а то пока мы им что-нибудь продадим, они может уже успеют все наши полки завоевать. Но, если серьезно, то торговля это всегда улица с двусторонним движением, и открытие барьеров может дать по одному проценту роста ВВП всем партнерам», — написал в своем сообщении экономист.
Ержан Есимханов, партнер GRATA International, в своем аккаунте на Facebook двояко оценил эту новость. «Почему это хорошая новость? Все просто. Узбекистан — это соседняя страна с населением в 32 млн человек. Страна была и остается довольно закрытым обществом с сильной клановостью в политике и бизнесе и с очень низким общим уровнем жизни даже по сравнению с нами. В узбекскую экономику неохотно инвестирует крупный иностранный бизнес», — поделился своим мнением эксперт. Причем, по его словам, либерализация валютного курса — это первый и самый необходимый шаг для развития бизнеса в стране, в первую очередь малого, и для привлечения инвестиций.
Имеются и отрицательные стороны этой либерализации. Многие наверняка помнят, что существенная часть крупных иностранных компаний, особенно в сфере FMCG, или производства потребительских товаров, начинали свое присутствие в нашем регионе не с Казахстана. Для любой компании из сектора FMCG Узбекистан и Ташкент как рынок в девяностые были привлекательнее Казахстана и Алматы, потому что емкость рынка больше, а уровень жизни населения примерно одинаковый", — рассуждает в своем посте Ержан Есимханов. Позже, напомнил он, ситуация изменилась и в стране началась неразбериха с валютным курсом, а в Казахстан хлынули нефтяные деньги. Эксперт предположил, что если бы Узбекистан провел либерализацию валютного курса своевременно, этого бы не произошло. «Мы здесь, в Казахстане, и в частности в Алматы, получаем преимущества от присутствия большого количества иностранных компаний (в том числе международные стандарты трудоустройства и высокие зарплаты) не потому, что у нас такой прекрасный инвестиционный климат, а потому, что крупному иностранному бизнесу в Центральной Азии просто некуда больше идти», — отметил Ержан Есимханов.
Если в стране действительно начнутся перемены к лучшему, Казахстан, и особенно южные регионы, станут терять инвесторов, поскольку они лучше будут чувствовать себя в Узбекистане. «Понятно, что процесс этот займет немало времени. Во-первых, одна либерализация валютного курса погоды не сделает. Чтобы сделать экономику страны привлекательной для инвесторов, Узбекистану нужно разобраться с клановостью, низовой коррупцией, упростить существующую запутанную разрешительную систему и регулирование бизнес-процессов. Во-вторых, в Ташкенте сейчас просто нет инфраструктуры для крупного бизнеса — офисов, складов, логистических центров, коммерческой недвижимости. В-третьих, крупные международные компании — тяжеловесные и консервативные. Чтобы перенести штаб-квартиру центральноазиатского офиса крупного международного холдинга из Алматы в Ташкент, нужно включить столько процессов и затронуть столько интересов, что любой задумается», — полагает эксперт GRATA International.
«А что остается нам? Во-первых, улучшать свои бизнес-процессы, чтобы быть конкурентными не только на нашем, традиционно „ленивом“ рынке, но и в новых обстоятельствах. А, во-вторых, новых бизнес-перспектив в Узбекистане можно не только опасаться, в них можно и поучаствовать», — заключил Ержан Есимханов.