Более двух лет назад Национальным банком Республики Казахстан были инициированы реформы на страховом рынке страны, в том числе в части инфраструктуры деятельности страховщиков. После долгого и подчас мучительного обсуждения этой инициативы со страховщиками был принят закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам страхования и исламского финансирования», рассказал центру деловой информации Kapital.kz исполнительный директор, член правления страховой компании «Евразия» Нурмухамед Тульбаев.
Закон предусматривал передачу функций Единой страховой базы данных (ЕСБД) в ведение одной из дочерних организаций Национального банка — АО «Государственное кредитное бюро». Мучения страховщиков главным образом были связаны с тем, что к моменту начала обсуждения этой реформы на рынке уже работала частная организация ТОО «Актуарное статистическое бюро», к особенностям работы которого они уже привыкли и к чьей платформе их IT-системы были адаптированы, пояснил Тульбаев.
Руководствуясь главным принципом айтишников «работает — не трожь», страховщики попытались отговорить Национальный банк от этой реформы. Но казахстанский регулятор был непреклонен в том, что персональные данные казахстанцев должны храниться у представителей государства. В результате закон был принят", — сказал спикер.
Здраво оценивая бюрократическую неповоротливость АО «Государственное кредитное бюро» в сравнении с частной организацией, Национальный банк был вынужден перенести сроки передачи базы данных, чем вызвал шквал критики в свой адрес. Ситуацией попробовали воспользоваться заинтересованные лица, предпринявшие попытку вернуть «статус-кво». Однако она оказалась безуспешной.
1 июля 2017 года должно было стать днем ответов на все вопросы, добавил Нурмухамед Тульбаев. Справится ли АО «Государственное кредитное бюро» с функцией Единой страховой базы данных (ЕСБД)? Успеет ли оно принять базу данных от АСБ? Не проснутся ли страховщики без инструмента продаж главного по массовости обязательного вида страхования — автогражданки?
«И вот спустя месяц можно с уверенностью говорить о том, что операция по передаче персональных данных казахстанских страховщиков от частной компании ТОО „Актуарное статистическое бюро“ к государственному АО „Государственное кредитное бюро“ завершилась успешно», — сказал он.
В результате переговоров АСБ и ГКБ заняли конструктивную позицию, позволившую пользователям — страховым организациям Казахстана — не почувствовать каких-либо проблем в связи с нововведением. По сути, единственное изменение, которое страховщики внесли в настройки своих информационных систем, — это новые интернет-адреса серверов теперь уже ГКБ.
Передача базы данных прошла безболезненно и без ошибок, которые неизбежно возникают при миграции настолько больших массивов данных, рассказал спикер.
Конечно же, новое направление для ГКБ потребует от этой организации еще более скрупулезной работы, ведь в ее ведении теперь находятся персональные данные сотен тысяч граждан страны. Причем эти сведения постоянно обновляются и изменяются. Принимая во внимание участившиеся случаи хакерских атак на государственные учреждения по всему миру, включая США, которые до недавнего времени считались главным форпостом информационной безопасности, перед ГКБ стоит крайне актуальная задача по обеспечению кибербезопасности хранящихся данных, поскольку главными мотивами передачи базы данных были именно сохранность и нераспространение данных страхователей.
«Страховщики же рассчитывают на то, что передача функций ЕСБД к Государственному кредитному бюро будет способствовать скорейшему введению в практику нового инструмента — электронного полиса. Главный и массовый вид страхования — автогражданка — продается в Казахстане только в бумажном виде. Страхователи вынуждены идти к страховым агентам или к самим страховщикам, для того чтобы получить заветную бумажку», — рассказал Тульбаев.
Электронный полис позволит избежать этой необходимости. Все данные о страховании будут доступны на серверах ГКБ. Даже если у страхователя не окажется бумажной копии страхового полиса, его наличие будет проверено работниками дорожной полиции онлайн. Конечно же, такой уровень взаимодействия может быть обеспечен между государственными организациями быстрее и эффективнее, чем между частной компанией и Министерством внутренних дел Республики Казахстан.
«Таким образом, практика показала, что передача функций от ЕСБД к ГКБ была оправдана и необходима. Главное, чтобы ГКБ смогло обеспечить выполнение главных задач системы — защиту персональных данных граждан страны и развитие качества и удобства страховых услуг в Казахстане», — подытожил спикер.