Если раньше деньгами на счету телефона можно было расплатиться только за покупку рингтона или java-приложения через премиум-СМС, то теперь с помощью баланса казахстанцы платят за коммунальные услуги, проезд в автобусе, размещение на рекламных площадках, покупают косметику, билеты в кино и на концерты, золото и танки в онлайн-играх. Для такого способа расчета необязательно иметь смартфон и подключение к интернету — мобильная коммерция позволяет совершать онлайн-оплату даже с кнопочных телефонов.
Специалисты системы электронных денег Wooppay проанализировали итоги первого года существования m-commerce в Казахстане, чтобы посмотреть, как сформировался рынок мобильных платежей. Отметим, что под m-commerce понимают любые оплаты, сделанные с телефона, в том числе через приложения банков и электронных кошельков. В этом материале мобильной коммерцией мы называем только электронные платежи, выполненные через оператора связи с помощью баланса телефона.
В рейтинг включены наиболее популярные услуги: одни занимают первенство благодаря тому, что их чаще всего оплачивают с помощью баланса мобильного, другие из-за размера платежей.
На первом месте по количеству операций — телекоммуникации. То есть чаще всего казахстанцы платят со счета телефона за кабельное телевидение, интернет и телефонную связь. Средний чек платежа составляет 2568 тенге. По доле в обороте, то есть по объему перечисленных за услугу денег, телекоммуникации также номер один.
Второе место по количеству оплат занимает покупка контента в онлайн-играх. В среднем казахстанские геймеры платят за золото и танки по 1380 тенге. По объему сумм платежей игры также находятся на второй позиции.
Общественный транспорт оказался на третьем месте по популярности с интересной разницей между количеством и объемом платежей. Казахстанцы часто платят за проезд с помощью баланса телефона. Но так как средний чек небольшой, доля этой услуги не может занимать внушительную часть в общем обороте — в рейтинге по объему перечисленных сумм услуга только на шестом месте. Средний чек — 172 тенге, так как с помощью счета телефона казахстанцы не только оплачивают проезд непосредственно в салоне автобуса, но и пополняют транспортные карты «Онай».
Казахстанские агенты сетевых косметических компаний платили с помощью баланса телефона за заказы в среднем по 4166 тенге и вывели услугу на третье место по объему перечисленных в этой категории денег. При этом в рейтинге по количеству операций услуга оказалась только на пятом месте.
«Телефон перестает быть просто средством связи и становится полноценным инструментом платежа, — говорит Александр Дорошенко, директор по развитию и со-основатель системы электронных денег Wooppay. — Мы ведем статистику с момента запуска сервиса. Количество пользователей растет каждый месяц, потому что это удобно: платеж делается здесь и сейчас через телефон, который всегда под рукой — это может быть как самый современный смартфон, так и кнопочная Nokia 3310».
Пока Казахстан — единственная страна в Центральной Азии, в которой работает такой сервис. Примечательно, что в мировой практике мобильная коммерция активно набирает обороты именно в развивающихся странах.
В Кении, Индии, Камбодже, Вьетнаме такой сервис в мгновение стал популярным, потому что большой процент населения не имеет доступа к банковским услугам. В Казахстане целевая аудитория получилась другой: мобильными сервисами в основном пользуются не жители отдаленных населенных пунктов, у которых нет доступа к банкам, а те, кто привык пользоваться картами, но в каких-то ситуациях им удобнее совершить безналичный платеж через телефон.
Возможность оплачивать услуги с помощью баланса телефона в Казахстане сейчас предоставляют своим абонентам мобильные операторы Beeline и Kcell. Система электронных денег Wooppay стала первой финтех-компанией, предоставившей техническое решение для реализации проекта.
Wooppay — казахстанская система электронных денег, оператором которой является ТОО «WOOPPAY» (ВУППЭЙ) (внесено в реестр платежных организаций, № 09−17−001), основано в 2012 году. Специализируется на создании и внедрении платежных и технологических решений для финансовых и нефинансовых предприятий.