Последние полгода на информационном поле активно обсуждается вопрос досрочного изъятия пенсионных накоплений из ЕНПФ. Окончательная точка в этом вопросе пока не поставлена, виднеется лишь многоточие. Это, безусловно, дает надежду некоторым вкладчикам ЕНПФ на то, что они смогут потратить пенсионные деньги на лечение или на приобретение квартиры. В беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz председатель правления страховой компании «Коммеск-Омiр» Олег Ханин рассказал, что он не против того, чтобы разрешить определенной категории вкладчиков ЕНПФ досрочное изъятие пенсионных накоплений.
«Безусловно, вопрос по досрочному изъятию части накоплений из ЕНПФ нужно рассматривать, если у вкладчика достаточно накоплений в пенсионном фонде. При этом нужно учитывать, какой ежемесячный поток платежей будет поступать в пенсионный фонд в будущем и сколько при этом человеку останется на жизнь после снятия денег из ЕНПФ. При расчете планки по достаточности пенсионных накоплений на счете (для дальнейшего снятия средств из ЕНПФ — Ред.) нужно принять во внимание данные таблицы смертности. То есть если в соответствие с таблицей смертности у вкладчика на счете будет достаточно денег в фонде на достойную жизнь после выхода на пенсию, то ему стоит позволить досрочно изъять пенсионные накопления», — подчеркивает Олег Ханин.
Он считает, что досрочно снятые из фонда средства должны быть направлены в долгосрочные инвестиции. «Допустим, на эти деньги можно взять ипотеку по программе льготного кредитования, приобрести машину. По сути все эти вложения в квартиру, дом, авто будут направлены в экономику страны: в строительный сектор, автопром. Можно на эти средства также купить полис долгосрочного страхования жизни. То есть, если человек умрет по какой-то причине до выхода на пенсию, то, по крайней мере, его наследники еще что-то получат по страховке. Есть масса моментов, которые необходимо предусмотреть», — отметил Олег Ханин.
На вопрос журналиста Kapital.kz: «По вашему мнению, какой должна быть пенсия, чтобы пенсионеру хватало средств на достойную старость?». Он ответил: «Мой отец получает минимальную пенсию от государства — около 45 тыс. тенге (базовая пенсия — 12 802 тенге +28 148 тенге минимальная пенсия). Так получилось, что он не работал последние годы перед выходом на пенсию, соответственно ему начислили небольшую пенсию. И глядя на те деньги, которые он получает, я понимаю, что на них пенсионеру прожить невозможно. К примеру, на коммунальные платежи в месяц может уходить 15 тыс. тенге. Думаю, что для нормальной жизни пенсионер должен получать пенсию около 100−120 тыс. тенге. При этом нужно учитывать, что со временем потребности в медицине, лекарствах увеличивается. То есть на все эти нужды должен быть определенный бюджет. При расчете будущей пенсии не стоит забывать, что речь идет о долгосрочном периоде времени. А именно, нужно смотреть прогноз по инфляции и другие поправки», — считает Олег Ханин.
Напомним, в конце июня 2016 года на одной из встреч с журналистами глава Нацбанка Данияр Акишев не исключил, что казахстанцы в будущем смогут использовать свои пенсионные накопления еще до наступления пенсионного возраста. Банкир уточнил, что возможность досрочного изъятия накоплений из ЕНПФ может появиться у тех, кто имеет «сверхнакопления». «Такие прецеденты присутствуют в мире, мы изучаем этот вопрос. Считаем, что предоставление такой опции в будущем для граждан было бы желательно. Мы видим, что у нас есть казахстанцы, у которых уже достаточно накоплений для обеспечения своей жизни после пенсионного возраста» — заметил Данияр Акишев.
Банкир уточнил, что «эта тема очень чувствительна». «В первую очередь потому, что она связана с устойчивостью всей накопительной пенсионной системы. Нужно понять, насколько эта система будет способна обеспечивать граждан пенсией», — отметил он.
Экономисты считают, что высвободившиеся средства из ЕНПФ можно направить на срочные операции, неотложное лечение, образование или приобретение квартиры. Планка по «сверхнакоплениям» не была обозначена.
В то же время ранее экс-советник главы Нацбанка Олжас Худайбергенов привел конкретные расчеты по «сверхнакоплениям». «Допустим, вкладчик ЕНПФ хочет получать пенсию в 50 тыс. тенге (40% от средней зарплаты), а средний срок дожития после выхода на пенсию составляет 20 лет. Предположим, что инвестдоход на остающуюся сумму будет покрывать инфляцию. Это значит, что пенсионных накоплений должно быть минимум 12 млн тенге», — отметил он.
Собеседник заметил, что высокая планка по накоплениям может не дать ожидаемого эффекта. «Если установить высокую планку по накоплениям, тогда фактически мера по досрочному изъятию части средств из ЕНПФ будет предназначена для людей, которым эта мера не нужна. А если низкую, то есть риск того, что множество людей фактически в будущем будет получать минимальную пенсию… Вообще, идея использования пенсионных накоплений на ипотеку, образование, лечение возможна. Но только когда все механизмы продуманы так, что вкладчик не сможет обналичить деньги», — отмечает Олжас Худайбергенов.