USD
448.89₸
+0.080
EUR
477.93₸
+1.110
RUB
4.76₸
-0.010
BRENT
86.94$
+0.160
BTC
62710.60$
+1061.500

Как защититься потребителям финансовых услуг в РК?

Чтобы понимать свои права, им как минимум нужно изучить законодательство всего финсектора

Share
Share
Share
Tweet
Share
Как защититься потребителям финансовых услуг в РК?- Kapital.kz

В Казахстане нет единого закона о защите прав потребителей финансовых услуг. При этом закон РК «О защите прав потребителя» не распространяется на клиентов финансовых структур, сообщила заместитель начальника управления по защите прав потребителей финансовых услуг и внешних коммуникаций Национального банка РК Иман Аль-Кейси. Об этом сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

«Регулятор принял множество норм в области защиты прав потребителей финуслуг, но нет отдельного закона, защищающего их. Список (прав. — Ред.) рассеян в разных законодательных актах, касающихся каждого отдельно взятого финансового сектора: банковского, страхового, пенсионного, рынка ценных бумаг», — сказала Иман аль-Кейси во время первой конференции «Защита прав потребителей финансовых услуг в Казахстане: новые подходы в развитии взаимоотношений участников финансового рынка».

Соответствующее подразделение Нацбанка создано в 2001 году, и за последние 6 лет в него обратились 50 тыс. человек, недовольных своими отношениями с банками. За последние три года регулятор констатировал рост количества жалоб. В 2014 году их было почти 8 тыс., в 2015 году — 10,9 тыс., в 2016 году — 12 тыс. обращений.

«В начале становления рынка к нам обращались за разъяснением услуг, например, как проводится компенсация по вкладам. Сейчас поступают претензии к действиям финансовых организаций. В 90% случаев при изучении договора и истории обслуживания не было юридических оснований для принятия мер к банку», — сказала Иман Аль-Кейси.

За последние 6 лет регулятор применил 370 ограничительных мер воздействия к финучреждениям в связи с нарушениям в их работе. Это небольшая цифра, считает она.

Деятельность банков сегодня сильно зарегулирована. А ведь помимо них на рынке есть и другие структуры, которые занимаются кредитование, сказал в свою очередь начальник управления продаж департамента розничного бизнеса АО «Нурбанк» Нурлан Омаров.

«Человек через интернет-ресурс может получить кредит за час на свою карту. И это требует большего внимания, чем работа банков», — сказал он.

«И хорошо, что в течение часа выдают кредит. Мир меняется, скоро и банки к этому придут », — заметил в ответ исполнительный директор Казахстанской ассоциации «Финтех» Ерлан Смайлов.

Компании онлайн-кредитования не рассматривают себя в качестве конкурентов для банков, тут же добавил он. Они отрабатывают в интернете те технологии и сервисы, которыми смогут воспользоваться банки. К тому же такие компании создают для них новых потребителей с хорошей кредитной историей.

По данным на осень 2016 года, за три предыдущих года было выдано 350 тыс. онлайн-займов на 12,9 млрд тенге. Это 0,3% от общего рынка потребительского кредитования, добавил Смайлов. Основным продуктом в этом сегменте являются кредиты до зарплаты. В 2016 году их объем составил 8,9 млрд тенге вместо 2,5 млрд тенге в 2015 году. Кредиты в интернете дороже, чем банковские. Причина в больших затратах на маркетинг, на обслуживание фондирования, и в высоких рисках, пояснил спикер.

«С учетом девальвации и кризиса доходы домохозяйств падают и к концу месяца у них появляются кассовые разрывы и срочные траты. Если не будет онлайн-займов, то потребители пойдут за деньгами к столбовым ростовщиками, к криминальным структурам, где они никак не защищены. У нас все же есть договор, пусть не на бумаге, но ведь все действия человека в интернете можно отследить. В XXI веке бумага становится анахронизмом, и от нее надо уходить. Об этом говорит правительство, и сказал глава государства в своем послании», — сказал он.

Хотя Нацбанк не регулирует онлайн-кредитование, международный опыт диктует необходимость установления правил игры на этом рынке, добавил он. И в этом смысле приоритетом номер один является сохранение потребителя.

«Для этого участники рынка совместно приняли отраслевые стандарты: строгое соблюдение прозрачности (условий договора, ставок вознаграждения, всех комиссий), определение предельной суммы долга, соблюдение возрастного ценза, использование коэффициента долговой нагрузки», — объяснил спикер.

Все компании, кредитующие в интернете, сотрудничают с Первым кредитным бюро (ПКБ), добавила директор по развитию бизнеса ПКБ Асем Нургалиева. Сейчас время обмена кредитными историями составляет 24 часа. Но во второй половине этого года информация о займе будет поступать в бюро сразу после его выдачи.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.