Дефицит жилья в Казахстане все еще остается острым, несмотря на большую поддержку этого сектора со стороны государства. Не всем казахстанцам доступна ипотека, а многим и вовсе не под силу даже накопления в Жилстройсбербанке. Необходимо задуматься над ростом доходов населения, — основной посыл панельной сессии на форуме CFO Sammit, который прошел вчера в Алматы.
Галим Хусаинов, CEO BRB Invest, рассказал о том, что в прошлом году в Казахстане было построено 10,5 млн кв. м жилья, при этом рост в строительном секторе составил более 7% (рост ВВП — 1%). Несмотря на это, потребность в жилье все еще остается, подчеркнул экономист Магбат Спанов. Он привел в пример данные исследования конца 90-х — начала 2000-х, согласно которому, для того чтобы решить жилищный вопрос в Казахстане, необходимо было в течение 20 лет строить по 20 млн кв. м жилья. «Мы ни разу не вышли на эту цифру, поэтому я не думаю, что этот вопрос решится в ближайшем будущем», — высказал свое мнение экономист.
Ляззат Ибрагимова, глава Жилстройсбербанка, согласна с тем, что в стране остается актуальным вопрос дефицита жилья. «Казахстан строил в конце советского периода 7−8 млн кв. м, потом наблюдается некий провал, когда в 1993−94 годах строили меньше 1 млн кв. м. С середины 90-х эта цифра выходит на 3−4 млн кв. м. И что бы ни говорили о предыдущем кризисе, снижения объемов строительства в этот период не было», — подчеркнула глава ЖССБК. Но при этом она напомнила о том, что самый важный вопрос в рамках государственных программ — это доступность жилья для простого населения.
С этим согласилась и Юлия Якупбаева, назначенная председателем Совета Ассоциации финансистов Казахстана в конце февраля текущего года. Она также является заместителем председателя правления Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен». По ее мнению, большая масса населения страны не в состоянии обслуживать ни ипотечные займы, ни заем в ЖССБК, поэтому для таких людей существуют государственные программы. Но, констатировала она, сегодня очередь в акиматах достигает 400 тыс. человек по всей республике. Глава АФК подчеркнула, что в стране работает много госпрограмм и людям тяжело в них ориентироваться. В связи с этим новая программа «Нурлы жер» включает все возможности этих госпрограмм.
Однако, несмотря на предложения со стороны застройщиков и наличие госпрограмм, на строительном рынке необходим сбыт. При этом, по словам Юлии Якупбаевой, ипотека по 16−18% остается все еще дорогой. В связи с этим рассматривалось несколько вариантов поддержки строительной отрасли: субсидирование и долгосрочное фондирование для банков. «Конечно, банки и застройщики выступали за последний вариант. Но у нашего правительства всегда есть 2 варианта: либо дать много денег и сразу, но потом вернуть, либо субсидировать. Пошли по второму пути. Посмотрим дальше», — отметила она.
Глава Жилстройсбербанка считает, что сегодня наступил момент для того, чтобы копить на жилье. «Но мы не работаем над вопросом платежеспособности нашего населения», — отметила она и была поддержана залом аплодисментами. «В то же время в Казахстане существует сильное строительное лобби, которое внушает, что 200 тыс. тенге для социального жилья в Алматы и Астане — это справедливая стоимость. Но кто сказал, что это справедливая стоимость?» — спрашивает Ляззат Ибрагимова. Более того, она считает, что самый большой недостаток в жилье — у тех людей, которые получают заработную плату ниже 110 000−120 000 тенге, и эту проблему необходимо решать.
Со своей стороны экономист Жарас Ахметов видит еще и проблемы в строительной отрасли. В частности, по его словам, до сих пор не решен вопрос с увеличением казахстанского содержания в строительной индустрии. Более того, финансовое здоровье строительного сектора остается под вопросом. «На конец 2014 года была очень высокая доля просроченных кредитов в строительной отрасли, которая затем уменьшилась, потому что ее спрятали, поскольку чудес в жизни не бывает. Мы понимаем, что наши банки все чаще и чаще испытывают проблемы, если проблемные кредиты спрятаны и не отражены на балансах, то это мина замедленного действия», — уверен экономист. И даже несмотря на то, что сектор показывал рост в прошлом году и, вероятно, продемонстрирует в 2017 году, эти проблемы необходимо решать. «Понятно, что строительная индустрия, закаченная госденьгами, дала рост в прошлом году и даст рост в районе 2−3% в этом году, а что дальше? В 2018-м, 2019-м? 2018 год смотрится уже более мрачно, чем этот год, а 2019 еще мрачнее. Мы видели, что идет строительство объектов к Универсиаде, ЭКСПО, жилищные программы, и это тянуло экономику, не давало упасть ей в рецессию. А хватит ли ресурсов продолжить такую же жизнь в 2018 году?» — подытожил Жарас Ахметов.