«Я бы не стал говорить о доверии к тенге как о свершившемся факторе, это перманентный вопрос, который исторически, с 90-х годов, в той или иной степени на повестке дня поднимается. Я помню начало 90-х годов… и те макроэкономические параметры, та турбулентность тоже поднимала (вопрос. — Ред.) доверия к тенге», — рассказал глава Национального Банка РК Данияр Акишев на эксклюзивной встрече глав Нацбанка ко Дню национальной валюты, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Он также напомнил о девальвациях 1999, 2009, 2014 и 2015 годов, в тот же период национальная валюта также реагировала на эти процессы. По его словам, каждый раз руководство Национального банка предпринимало какой-то комплекс мер для того, чтобы укрепить и поддержать доверие к тенге.
«Понятно, что этот вопрос не связан исключительно с деятельностью Национального банка, но и всех мер по экономической политике в целом, включая вопросы диверсификации экономики, вопросы наличия балансирующих отраслей и, конечно, стремление уйти от сырьевой зависимости. Эти задачи постоянно стоят на повестке дня, и в той или иной степени есть разные меры, для того чтобы эти программы реализовать», — пояснил глава НБ РК. «То, что сейчас происходит, мы уже частично раньше проходили, соответственно, те рецепты, которые мы предлагаем сегодня, созвучны мерам, которые принимались ранее», — уверен главный банкир страны. При этом он добавил, что, помимо экономической оценки доверия к тенге, есть еще и некие элементы патриотизма, любви к своей родины, к своим национальным символам.
«Раз мы используем свою национальную валюту, ввели ее в 1993 году, и сейчас вспоминаем, как это было сложно, мы должны жить и мыслить через призму своей национальной валюты», — уверен Данияр Акишев.
С его точки зрения, экономические меры для этого были предприняты, но он напомнил про психологический аспект доверия к тенге, это дедолларизация сознания. «То, как мы привыкли жить, используя параллельный якорь для оценки своих доходов, сбережений, качества своей жизни, к сожалению, присутствует и сейчас. Но, мне кажется, успех будет зависеть от тех действий, которые мы намерены предпринять, которые не могут иметь мгновенный эффект, но постепенно будут приводить к дедолларизации сознания. Я уверен, что мы сможем перевести те активы, которые мы привыкли измерять в иностранной валюте, к эквиваленту в нацвалюте», — пояснил Данияр Акишев.
«Я думаю, мы потихоньку начнем переходить к этому, переход к свободно плавающему курсу — тоже один из элементов дедолларизации, потому что в текущей ситуации курс может колебаться в ту или иную сторону. Понятно, что общество, которое пережило несколько корректировок курса за последние 2 года, склонно ожидать каких-то еще колебаний курса национальной валюты. Однако с точки зрения макроэкономических фундаментальных факторов мы видим, что курс тенге складывается абсолютно свободно», — подчеркнул глава Нацбанка.