Обязательное страхование недвижимости от катастрофических рисков могут внедрить в Казахстане через два года. Об этом в эксклюзивном интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital. kz сообщил управляющий директор страховой компании «Салем» Чингиc Амиржанов.
«Закон по страхованию недвижимости от катастрофических явлений природного характера уже готов, он согласован со всеми министерствами, которые его курировали. Обязательное страхование от землетрясения пока не внедряется, потому что пока для этого не самая лучшая экономическая ситуация в стране. Ведь неизвестно, как внедрение таких полисов воспримет население. Чтобы не обострять социальное напряжение, внедрение данного законопроекта предложили отложить на неопределенный срок, до лучших времен. В настоящее время доходы казахстанцев и так нестабильны, внедрение обязательного страхования от землетрясений может привести к недовольству со стороны граждан. Сейчас никто не задумывается о том, есть ли реальная необходимость во внедрении обязательных полисов, все думают, как сэкономить», — заметил Чингиc Амиржанов.
По его оценкам, обязательное страхование жилья от землетрясений может быть внедрено через два года. «Предполагаю, именно через обозначенный период ситуация в экономике стабилизируется. В среднем по Казахстану минимальная годовая стоимость полиса может составить 1−2 тыс. тенге. Это та сумма, которая покрывает риски по 35 кв. метрам общей площади квартиры, если квартира или дом больше, то оставшиеся квадратные метры нужно будет страховать отдельно. То есть в среднем обязательная страховка от катастрофических рисков будет стоить менее 0,1% от стоимости 35 квадратных метра жилья», — рассказал страховщик.
Чингиc Амиржанов уточнил, что менее 1% жителей Алматы застраховали свое жилье от стихийных бедствий. «В основном это те, кто имеет ипотеку, банки обязывают заемщиков страховать квартиры и дома», — заметил он.
Напомним, внедрение Закона по страхованию недвижимого имущества граждан от катастрофических явлений природного характера обсуждается уже более трех лет. Как ранее подчеркивали страховщики, Закон необходимо внедрять. Так, сели и наводнения происходят в Казахстане практически каждый год, это требует вливаний бюджета.
По некоторым оценкам, предварительный ущерб от схода селя в 2015 году в Наурызбайском районе Алматы оценивался в несколько десятков миллионов тенге. К слову, на ликвидацию последствий от схода селя в Талгарском районе Алматы, который прошел в 2014 году, акиматом Алматинской области было выделено около 350 млн тенге. Ущерб от возможного землетрясения, даже неразрушительного, также может быть ощутимым.
В рамках концепции по обязательному страхованию от катастрофических рисков планировалось создать специальную госкомпанию, которая бы возмещала ущерб от чрезвычайных ситуаций отдельно от чрезвычайных резервов.
Также предлагалась трехуровневая система снижения ущерба от катастроф, когда государственные соцобъекты восстанавливаются за счет резерва правительства, государственная страховая компания могла бы аккумулировать обязательные страховые премии и осуществлять выплаты при наступлении страховых случаев природного характера. При страховых случаях техногенного характера ответственность за выплаты планировалось возложить на уполномоченные частные страховые компании.
Большинство страховщиков ранее отмечали, что цена полиса должна быть диверсифицирована. «На наш взгляд, стоимость страховки должна определяться как фиксированная стоимость за один квадратный метр, умноженная на количество квадратных метров недвижимости. Также должен применяться региональный коэффициент в зависимости от подверженности региона риску. Исключением могут быть только социально уязвимые слои населения, которые должны субсидироваться государством», — отметили ранее в страховой компании «НСК».
Ранее рассматривались различные риски, которые должна была покрывать страховка от катастрофических рисков. Многие страховщики сходились во мнении, что полис должен покрывать как ущерб от природных, так и от техногенных катастроф. «Предполагалось возмещать ущерб от землетрясения, оползней, обвалов, камнепадов, карстовых провалов, селя, сильных ветров (9 баллов и выше), сильных снегопадов, лавин, наводнений, дождевых (снеговых) паводков, чрезвычайных ситуаций, связанных с изменением состояния суши. Также в рамках полиса предполагалось покрывать ущерб при чрезвычайных ситуациях техногенного характера: пожаров, взрывов в зданиях и сооружениях жилого назначения», — сообщал ранее глава СК «Коммеск омiр» Олег Ханин.