Международное рейтинговое агентство S&P Global Ratings повысило долгосрочный кредитный рейтинг АО «Казкоммерцбанк» с «ССС+» до «В-» в связи с улучшением перспектив банка; прогноз — «Негативный» Это стало позитивным событием для рынка. После переговоров, длившихся почти полгода, руководству банка и его акционеру Кенесу Ракишеву удалось изменить восприятие банка рейтинговым агентством и получить повышение рейтинга.
Эксперты, опрошенные корреспондентом центра деловой информации Kapital. kz, позитивно оценили этот шаг. По их словам, это определенно хороший сигнал для рынка, поскольку он дает понимание, что крупнейший банк страны стабилен и способен с легкостью преодолеть кризис. Экономист Жарас Ахметов отмечает, что повышение рейтинга означает, что банковский сектор страны чувствует себя лучше. Некоторые экономисты также предположили, что финансовый институт предоставил реальные результаты своей деятельности и предложил план по снижению уровня неработающих займов.
В мае этого года банк представил новую стратегию развития. В частности Кенес Ракишев рассказал, что ККБ намерен сместить акцент на кредитование малого и среднего бизнеса и уйти в ретейл, а также активно развивать бизнес в регионах страны. Это также было отмечено аналитиками рейтингового агентства. Основными факторами, повлиявшими на изменение рейтинга стали, в том числе, рост доли розничных кредитов и кредитов компаниям малого и среднего бизнеса, а также уменьшение доли кредитов компаниям строительного сектора и сектора операций с недвижимостью, что соответствует ранее объявленной руководством банка стратегии.
«По нашему мнению, новое руководство ККБ, назначенное мажоритарным акционером Кенесом Ракишевым весной 2016 г., будет более эффективно развивать бизнес (главным образом в розничном секторе и секторе малого и среднего бизнеса) и добиваться погашения проблемных кредитов в сравнении с предыдущей управленческой командой и акционерами, в течение периода работы которых накопились проблемные активы», — говорится в пресс-релизе агентства.
В рейтинговом агентстве пояснили, что повышение рейтинга связано с улучшением показателей капитализации, что обусловлено положительным значением чистой прибыли в первом полугодии 2016 г. Понижение в мае 2016 года было связано с тем, что коэффициент RAC (капитал, взвешенный по степени риска, по методике S&P) был в коридоре от 2 до 3. На 30 июня 2016 коэффициент составил 4,5%.
Между тем, это повышение было несколько неожиданным. Многие игроки рынка отмечали, что низкий рейтинг крупнейшего банка страны не является позитивным для всего рынка страны. Однако внеплановое повышение определенно позитивно повысит доверие к банковскому сектору. Хотя, не стоит скрывать, что в последние годы рейтинговые агентства, особенно после ряда обвинений в их адрес в связи с разразившимся в 2008 году финансовым кризисом, стали очень консервативны. Это затронуло как рейтинги коммерческих структур, так и целых государств. И, как правило, в последнее время они менее охотно повышают рейтинги. Но «банку все же удалось изменить восприятие банка рейтинговым агентством», — поделился своим мнением Абай Искандиров, первый заместитель председателя правления Казкоммерцбанка. Сами же банкиры считают, что положительным фактором явилось и своевременное погашение еврооблигаций в июле 2016 г.
Что касается негативного прогноза, как отмечается в сообщении, он является отражением влияния на деятельность банка неблагоприятных тенденций в экономике и
банковском секторе Казахстана Очевидно, что экономический спад в стране и падение цен на нефть продолжают оказывать неблагоприятное влияние на весь банковский сектор страны. Чуть ранее аналитики S&P отмечали, что в последние 2 года показатели фондирования банковской системы Казахстана ухудшились, усилилась ее зависимость от предоставления правительством ликвидности в национальной валюте.
«По-прежнему высокий, хотя и снижающийся, уровень долларизации депозитов обусловливает существенное расхождение между валютными активами и обязательствами. Банковский сектор по-прежнему зависит от предоставления ликвидности в национальной валюте Национальным банком Республики Казахстан и правительством, что оказывает негативное влияние на показатели прибыльности банковской системы в связи с высокими расходами на хеджирование», — указывается в сообщении. В S&P оценивают тенденцию развития отраслевых рисков в Казахстане как «негативную», причем эти риски продолжают нарастать.
Между тем, как подчеркнули в S&P, «мы по-прежнему считаем системную значимость банка для банковского сектора Казахстана высокой, а правительство Республики Казахстан „готовым оказывать поддержку“ национальному банковскому сектору. Наша оценка системной значимости ККБ обусловлена значительной рыночной долей банка в Казахстане (25% совокупных кредитов и 19% розничных депозитов по состоянию на 1 сентября 2016 г.)».