По прогнозам международного рейтингового агентства Standard & Poors, до 2019 года курс тенге к доллару США сохранится на текущем уровне. Об этом на конференции S&P в Алматы заявил ведущий аналитик направления «Суверенные рейтинги» Standard & Poors Максим Рыбников, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Аналитик подчеркивает, что для успешного, быстрого и эффективного перехода к политике инфляционного таргетирования должны соблюдаться несколько факторов.
«Не должно быть сомнения относительно независимости Нацбанка, желательно наличие глубокого рынка капитала. К тому же должна быть стабильная банковская система и, конечно, гибкий обменный курс», - отмечает Максим Рыбников.
При этом в S&P уточняют, что в Казахстане есть несколько факторов, которые осложняют переход на инфляционное таргетирование.
«Прежде всего можно отметить формирующееся доверие к Нацбанку. Например, политическое влияние Нацбанка на институты, компании. В частности, вспомним, что Нацбанк стал совладельцем НК «КазМунайГаз», ЦБ участвовал в компенсации курсовой разницы по депозитам. Это квазиоперации, это не совсем операции монетарной политики, в этом контексте могут возникать вопросы... То есть Нацбанк контролирует инфляцию, и, помимо ее, он концентрируется на каких-то других вещах, и какой здесь существует баланс?» - задается вопросом Максим Рыбников.
Он также обращает внимание, что переход на инфляционное таргетирование осложняет высокий уровень долларизации.
«Это большая проблема монетарной политики Нацбанка. Несмотря на то что долларизация вкладов за последние несколько месяцев значительно снизилась с 70% с конца прошлого года, в июле-августе она приблизилась к 60%. Но все равно это очень высокий показатель. Проведение независимой эффективной монетарной политики становится очень непростой задачей для Нацбанка, особенно когда большинство населения пользуется долларом. Еще один фактор, который влияет на эффективность перехода к инфляционному таргетированию, - гибкий обменный курс», - заметил аналитик.
Как считают в S&P, может существовать несколько факторов, при которых Нацбанк не будет придерживаться более гибкого обменного курса.
«Один из таких факторов – международные резервы Нацбанка. Когда курс тенге был фиксированным, общий валовый объем резервов сохранялся примерно на уровне 25-30 млрд долларов. Но при этом в 2014-2015 годах обязательства Нацбанка в иностранной валюте перед резидентами в 2014-2015 годы значительно увеличились, это прежде всего обязательства перед банками. Это проблема, так как качество резервов ухудшилось. Уточню, несмотря на то что общий объем резервов Нацбанка сейчас находится на том же уровне, что и ранее, у Нацбанка может не быть возможности использовать эти резервы в том же объеме, что и ранее. Так, для того чтобы ЦБ смог использовать резервы и осуществлять интервенции на рынке или предоставлять корпорациям средства для выплаты внешнего долга в инвалюте, Нацбанк должен быть уверен, что эти резервы ему не понадобятся для чего-то еще. В данном случае резервы могут понадобиться, для того чтобы выполнить свои обязательства перед банками в инвалюте», - отметил Максим Рыбников.
Он обратил внимание, что при выборе между более гибким обменным курсом и какими-то другими целями в будущем Нацбанк может выбрать восстановление качества резервов.