Накануне глава Нацбанка Данияр Акишев предложил меры по поддержке банковского сектора страны. Основной упор новой антикризисной программы сделан на восстановление доверия к банкам, регулятору и тенге. Намерен регулятор и помочь банкам в части получения длинного фондирования для фининстутов. Для этого в Казахстане может появиться такой инструмент, как безотзывные депозиты, а также будет восстановлена система секьюритизации ипотечных кредитов. Банкиры по просьбе корреспондента центра деловой информации Kapital.kz оценили предложения главы Нацбанка.
Нужна ли поддержка банковскому сектору?
«Без тесного сотрудничества с государственным аппаратом банковский сектор вообще не может существовать», - отметил Дмитрий Забелло, председатель правления Банка ВТБ (Казахстан). Между банками и Национальным банком, выступающим в роли государственного регулятора банковской системы, постоянно должен быть конструктивный диалог. «В настоящее время во многом благодаря посреднической деятельности Ассоциации финансистов Казахстана идет активное взаимодействие банковской системы с регулятором, и мы ощущаем позитивные результаты этого процесса», - уверен Дмитрий Забелло.
«Естественно, один из важнейших вопросов, в решении которого необходима помощь государства, – это предоставление банкам ликвидности. В текущем году Нацбанк прикладывает максимальные усилия для его решения, в частности предоставляя БВУ средства ЕНПФ и Банка развития Казахстана. Предложение о внедрении системы безотзывных депозитов также может дать хорошее подспорье банкам в этом направлении», - пояснил глава Банка ВТБ (Казахстан).
Заместитель председателя правления ДБ «АО «Сбербанк» по розничному бизнесу Алексей Акимов согласен с тем, что банковскому сектору необходима помощь. Но, подчеркнул он, эти меры должны быть короткими.
«Я не могу сказать, что банковская система больна. Сейчас происходит нормальная ответная рыночная реакция, но, тем не менее, вмешательство государства на данном этапе правильно. Приведу простой пример, когда у человека болит голова, ему дают таблетку от спазма. Человеку становится легче. Однозначно такая помощь банковской системе нужна, тем более в посткризисные времена. Причем поддержка нужна в разных формах и видах. Во-первых, она должна быть кратковременной. Во-вторых, нести в себе определенную идею, которая заключается в следующем: неважно, какие ресурсы мы получим от государства, правительства, Национального банка, важно то, что мы обязательно эти ресурсы должны вернуть», - отметил представитель казахстанской «дочки» Сбербанка.
Причем банкир считает, что самая большая проблема в банковской системе страны - это некое инфантильное отношение к рискам у банкиров. Соответственно риск-культуру нужно повышать, в том числе через Базель III. Потому что этот переход предполагает серьезнейшее ужесточение по собственному капиталу и по капиталу разных уровней. «Если мы понимаем, что сейчас не готовы перейти на Базель III, то должна появиться дорожная карта, где будут обозначены сроки и действия каждого банка по переходу к системе риск-менеджмента», - уверен зампред Сбербанка.
Аналитик рейтингового агентства Fitch Ratings Роман Корнев, отметил, что государство в последние годы предоставляло банкам значительные объемы финансовых ресурсов в основном для замещения дорогих внешних займов и кредитования отдельных отраслей, а также помощь в виде производных валютных инструментов для компенсации прямых потерь от девальвации. Вместе с тем содействие банкам в улучшении качества активов и повышении капитализации имело очень ограниченный характер, подчеркнул он.
«Мы ожидаем, что для оздоровления балансов потребуется значительное время. Возможно, обойтись без участия государства или крупных государственных компаний в капитале некоторых банков не получится. Однако низкий внешний долг сектора и внушительные запасы ликвидности означают отсутствие высоких рисков для большинства депозиторов», - уверен аналитик Fitch.
Роман Ткачук, старший аналитик компании «Альпари», согласен, что сейчас в банковском секторе Казахстана есть определенные сложности – растет доля проблемных кредитов, банки вынуждены увеличивать резервы под обесценение активов. Период высоких цен на энергоносители закончился, и в экономике высветились «узкие» места. «В ближайшие годы не стоит ждать бурного роста, так как возвращение к росту ВВП на 2-3% в год уже станет позитивом», - пояснил Роман Ткачук.
В то же время государству и ряду банков в «хлебные» годы удалось накопить активы и резервы (основные - это Национальный фонд РК) на случай потрясений в экономике, при этом сохраняя уровень долга на низком уровне. От Национального банка на текущий момент требуется их рациональное использование, необходимо не разбрасываться деньгами, а тратить в случае необходимости для поддержания устойчивости финансовой системы. Например, в случае появления серьезных проблем у кого-то из системообразующих банков.
А вот Марат Каирленов, директор консалтинговой компании Ulagat Consulting Group считает, что предложенные Нацбанком меры вызывают скептицизм, особенно в текущих условиях. По его словам, уже 10 лет казахстанский банковский сектор не может выбраться из кризиса. В предыдущий кризис (2008-2009 гг. – Ред.) обнажились проблемы в активах банков, сейчас – в пассивах. По сути, ушли от проблемных долгов, пришли к проблемам с фондированием.
«Еще 5-6 лет поднимался вопрос о том, что у банков фондирование неустойчивое. В среднем, по нашим подсчетам, 98% депозитов физических и юридических лиц может быть снято даже без потери вознаграждения», - пояснил экономист. Такое фондирование непредсказуемо, что подтвердила СМС-атака на банки в 2014 году. Тогда же обсуждался вопрос о внедрении аналогичной программы по стимулированию сбережений, которая действовала в республике в конце 1990-х - начале 2000-х.
Причем, уверен он, относительно возможной финансовой поддержки со стороны государства, предупредил экономист, эти деньги необходимо выделять только через четкое формулирование условий, чтобы видеть, как эти средства были освоены и возвращены государству.
Не обернется ли эта помощь очередной национализации отдельных институтов?
«Для меня как для экономиста-либерала национализация означает недоверие к собственной банковской системе и ее менеджменту. Кроме того, это тревожный знак для инвесторов. Надеюсь, до национализации дело не дойдет, банковская система может полностью оздоровиться сама, под присмотром Национального банка», - пояснил заместитель председателя правления ДБ АО «Сбербанк» по розничному бизнесу Алексей Акимов.
Роман Ткачук считает, что в настоящее время ситуация не столь острая, как в 2008 году. В тот период был общий кризис ликвидности в мировой финансовой системе, сейчас же она наполнена деньгами. Аналитик «Альпари» уверен, что зачастую проблемы банков сейчас внутренние. Возможный вариант решения – проблемные банки могут быть поглощены более крупными. При этом произойдет укрупнение и оздоровление финансовой системы. «У государства есть возможность провести превентивные меры (например, создать механизмы финансовой поддержки банков с низкими ставками, запустить программу покупки облигационных выпусков) и избежать прямого вмешательства», - пояснил Роман Ткачук.
Мера первая – залить рынок «длинными» деньгами
Например, в стране может появиться такой инструмент, как безотзывные депозиты, которые позволят банкам получить длинное фондирование.
«Рад, что такая инициатива появилась, и надеюсь, что она у нас будет реализована. Для банков это возможность привлечь дополнительные деньги и поправить свою ресурсную базу, благодаря чему банки со временем смогут обходиться без государственной поддержки. Это понятная структура пассивов. Если у меня долгосрочно лежит пятилетний депозит, я смело смогу выдать кредит на такой же срок. В том случае если у меня пятилетний депозит изымают, я эти деньги должен чем-то заместить», - подчеркнул Алексей Акимов.
Дмитрий Забелло также уверен, что безотзывные депозиты - это положительная практика. Очевидно: чем устойчивее депозитная база, тем стабильнее ресурсная база банка, а значит, больше возможностей для длинного кредитования. Несомненно, этот метод поможет увеличить объем фондирования банков.
«На наш взгляд, этот механизм может быть интересен, если ставки по нему будут существенно выше, чем по обычному депозиту», - считает Роман Ткачук. По его словам, экономика Казахстана относится к категории развивающихся, и локальные потрясения не исключены, поэтому риски безотзывных депозитов как инструмента вложения средств выше, чем в США и Европе. В то же время в долгосрочном периоде мы расцениваем данную меру положительно, потому как «длинные» деньги – базис для роста любой экономики.
Марат Каирленов придерживается иной точки зрения, поскольку, по его словам, в нынешних условиях внедрение безотзывных депозитов выглядит не совсем уместным. «В современных условиях, когда весь мир переходит на новые технологии, а банковские услуги уже перекочевали в мобильные телефоны, предлагать безотзывные депозиты нелогично. Это может привести к тому, что начнется отток вкладов – это как самый худший сценарий, ну и более нейтральный - вызвать переток депозитов из одного банка в другой, что опять же не очень хорошо скажется на финансовых институтах. Может получиться, что хотели как лучше, а получилось, как всегда», - пояснил Марат Каирленов. Более логичным, по его словам, стало бы внедрение депозитных сертификатов.
Мера вторая – реанимировать систему секьюритизации
Еще одна инициатива – возобновить практику секьюритизации ипотечных облигаций. Изначально для этого, по словам Данияра Акишева, была идея создать новый институт. Однако позже в ходе онлайн-конфереции он отметил, что пока этот вопрос не решен, он не исключил, что это может быть и через существующие «дочки», входящие в холдинг «Байтерек».
Дмитрий Забелло привел в пример российский опыт, где группа ВТБ активно и успешно использует этот инструмент. «Полагаясь на этот опыт, мы готовы рассмотреть предложения об участии в подобных программах. Банк ВТБ (Казахстан) всегда старается максимально использовать инструментарий, предлагаемый в рамках государственных программ. По нашему мнению, точно выверенная государственная программа секьюритизации ипотечных кредитов может весьма позитивно повлиять на ипотечный рынок в республике», - подчеркнул он.
Алексей Акимов из Сбербанка также отметил, что банк использует все рыночные механизмы и не видит проблем в плане использования этой схемы. «Другой вопрос, что это та самая таблетка, которая должна подействовать. И если ее продолжать принимать регулярно, то банк перестанет быть банком, а станет просто ломбардом. Чем мне с рыночной точки зрения этот механизм не нравится? Появляется некий посредник между правительством и банковской системой. В краткосрочной перспективе эта мера будет действенной, долго работать по этой схеме нельзя. Подобный механизм работал и хорошо себя показал в 2000-х. Опять же здесь все будет зависеть от стоимости данного ресурса и сроков. Скорее всего, это будет, так же как и 10 лет назад, сделали ход, позже вернулись на обычные рыночные рельсы», - уверен банкир.
Экономист Марат Каирленов более позитивно отозвался об этой мере, и благодаря ей, по его словам, у банков появится длинное фондирование. «Как в 2000-х годах, когда запускали КИК, это было мощным прорывом на рынке ипотеки, но позже от этого отказались. Хотя напомню, что весь мир развивает секьюритизацию, а мы не можем», - отмечает он. Однако для этого вовсе не обязательно создавать новую компанию и плодить «дочки». В конце концов, эта работа могла бы стать совместной для Нацбанка и холдинга «Байтерек», который владеет огромным числом дочерних компаний. Этот инструмент может помочь стимулировать не только ипотечное кредитование.
В целом же сами банкиры очень надеются на помощь государства, которая позволит «растолкать» всю отрасль и помочь экономике в реанимации кредитования. Однако, как уверен Марат Каирленов, необходимо вырабатывать системные решения, которые помогут финансовой системе страны стать локомотивом роста экономики, как в середине 2000-х годов.