С 2017 года банки смогут взыскать с должника по кредитам не более 50% от имеющейся или поступающей на банковский счёт суммы заемщика. Об этом на встрече с журналистами в Алматы сообщил начальник управления по защите прав потребителей финансовых услуг и внешних коммуникаций Нацбанка Александр Терентьев, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Мы видим, как только заработная плата попадает в банки на счета заемщиков, которые имеют долги по кредитам, ее сразу же снимает банк, которому он должен. В итоге заемщик остается без средств к существованию. Норму, которая ограничит банки обналичивать более 50% средств , мы уже внесли в законодательство», - пояснил Александр Терентьев.
В Нацбанке считают, что банки все-таки должны объяснять заемщикам, почему им отказано в реструктуризации кредита. «Мы будем смотреть на то, как часто к банкам обращаются заемщики и на то, как часто банки отказывают им в реструктуризации. Очень важно, чтобы банк сообщал заемщику сразу при принятии решении об отказе в реструктуризации, на каком основании было принято такое решение. Если у него заемщика не хватает доходов, то ему так и должны написать в документе "не хватает доходов". То есть банк должен расписать все эти нюансы, показать этапы бюджетирования, на основании которых принималось решение. Банк должен показать, что к примеру, зарплата заемщика непостоянная или мнимая, все его расходы и сопоставить все это с потребительской корзиной. Должно быть объяснение, что все эти факторы не позволяют платить заемщику по кредиту...», - отметил директор департамента методологии финансового рынка Нацбанка Нурлан Абдрахманов.
Он уверен, что заемщики должны больше интересоваться своей долговой нагрузкой по кредитам. «Сейчас очень много говорится о том, что когда есть задолженность по штрафам человек не может выехать за границу. Должна быть привычка проверять свою кредитную историю, этим нужно интересоваться. Мы сейчас очень часто сталкиваемся с тем, что нам заемщики говорят о том, что они не знали о своих долгах. Некоторые вообще забывают платить кредит, потому что их у них слишком много. Скорее всего, если возникает какая то просрочка, то до должника должна доходить эта информация либо от банка или от кредитного бюро», - заметил Нурлан Абдрахманов.
В Нацбанке намерены усилить надзор за страховым сектором. «По моему мнению, мы очень сильно зажали банковский сектор. У нас уже нет норм, которые мы могли бы придумать в отношении банков, последующее вмешательство может затронуть менеджмент банков, их продукты... Но мы видим, что для нас есть простор – это страховой сектор. Все ипотечные займы были застрахованы, застрахованы от финансовых потерь, от потери кормильца семьи заемщика. Все страховками вертели, в итоге получилось, что в страховке страховые условия были написаны так, что из 100% только в 15% случаев страховки сработали. И то, это произошло благодаря усилиям (Нацбанка - Ред.) и банков. Поэтому мы считаем что очень важно департаменту страхового надзора и департаменту методологии Нацбанка не вмешиваясь в коммерческую деятельность страховщика нужно разработать реальный страховой продукт, который позволит нам в будущем эти риски исключить», - уверен Александр Терентьев.
Не обошел финрегулятор и сектор он-лайн кредитования. «Жалобы со стороны заемщиков на он-ланй сервисы очень простые.. Когда у заемщика все хорошо, у него жалоб нет, когда начинается просрочка, то появляются жалобы. Основная их жалоба состоит в том, что платежи после выхода на просрочку по займы - это грабеж. Например, ежедневная пеня за просрочку составляет 5 тыс. тенге и более. Это представьте себе, что при микрозайме пени за просрочку составляет такие огромные суммы», - сообщил Александр Терентьев.