С 2008 года государственный и гарантированный государством долг, долг по поручительствам государства, с 2,2 млрд долларов вырос до 32 млрд долларов. Затраты на обслуживание долга увеличились за четыре последних года почти в восемь раз и уже превышают отдельные важные статьи расходов бюджета. Например, статьи республиканского бюджета, выделяющие средства на образование и медицину. Об этом сегодня на презентации бюджетных законопроектов в мажилисе Парламента заявил депутат, член Комитета палаты по финансам и бюджету Аманжан Жамалов, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Резкое увеличение государственного долга оказывает серьезное давление на устойчивость бюджета. И особенно это опасно для сохранности средств Национального фонда. Нацбанк РК некоторое время назад напечатал сценарии развития экономики при 35-30-25-20 долларах за баррель с понижением. Так вот, по сценарию Нацбанка при 30 долларах за баррель нефти и 360 тенге курсе доллара для покрытия бюджетных и внебюджетных расходов средств Нацфонда хватило бы на пять лет», – констатировал Аманжан Жамалов.
Он также отметил, что ситуация может усугубляться, особенно если учесть, что основные доходы, которые вносятся в бюджет на 2017-2019 годы, планируется получать по большому счету от несырьевого сектора, то есть в национальной валюте.
«Мы не видим в прогнозе нашего экономического развития увеличения добычи нефти или продажи нефти и вообще увеличения реализации продукции сырьевого сектора. Следовательно, будут уменьшаться и валютные доходы государства. Как мы понимаем, выплаты по нашим внешним долгам в основном, конечно же, производятся в валюте. При продолжении таких внешних заимствований есть угроза того, что мы просто без Нацфонда можем остаться в течение некоторого времени», - выразил беспокойство Аманжан Жамалов.
Он задал вопрос: как правительство планирует в дальнейшем регулировать вопросы увеличения внешнего долга?
В то же время он предупредил министра национальной экономики Куандыка Бишимбаева от дачи им «некорректного ответа».
«Будет некорректно, если мне в ответ начнут приводить цифры МВФ. Я знаю, что МВФ оценил соотношение правительственного долга Республики Казахстан к ВВП, который с 2014-2015 годов возрос с 14,7 до 23%. Все знают, что в развитых странах такие цифры достигают 90-100%. Но эти цифры приводить будет некорректно, потому что речь идет именно о развитых странах с составом ВВП, в котором преобладают промышленность и услуги. Для ресурсных стран ситуация другая. Для Норвегии этот показатель составляет 28%, для России – 18%, для Ирана – 17%, для Чили – 17%, для Индонезии – 27%. Тогда как 90-100% этот показатель действителен для таких стран как Великобритания, Германия, Франция и т. д. Для сырьевых стран цифры другие», - пояснил свою позицию депутат Аманжан Жамалов.
В свою очередь глава Миннацэкономики Куандык Бишимбаев заверил его и всех депутатов, что в Казахстане нет цели по увеличению доли долга до 90-100% ВВП.
«Сегодня у нас действительно есть определенный рост долга, но он связан в том числе и с реализацией ряда программ, падением доходов. Мы привлекаем «длинные» и «мягкие» займы от международных финансовых организаций. И пока мы видим, что правительственный долг находится на уровне 21%, государственный долг на уровне 24% к ВВП. Эта разница, заложенная в прогноз на 2017 год, связана с тем, что Национальный банк активизировал свою деятельность на внутреннем рынке по выпуску краткосрочных нот. То есть часть этого долга не является постоянной, она является краткосрочной и связана просто с осуществлением Нацбанком своих операций», - ответил Куандык Бишимбаев.
В то же время он заметил, что опасения депутата Аманжана Жамалова понятны, поэтому сейчас его ведомство вместе с Минфином и отраслевыми министерствами, пересматривает все планы по выдаче государственных гарантий под реализацию инфраструктурных проектов.
«Мы готовим оптимизацию этого процесса с тем, чтобы выделить наиболее приоритетные направления. Хочу заверить, что сегодня в нашем общем национальном долге 10% от ВВП составляет внешний долг, что находится в достаточно контролируемых параметрах», - уточнил Куандык Бишимбаев.
Между тем член Комитета мажилиса по финансам и бюджету депутат Гульжан Карагусова обратила внимание главы Миннацэкономики на то, что последние пять лет депутатский корпус просит пересмотреть методики подсчета государственного долга.
«Вы не учитываете квазигосударственный сектор, где государство является стопроцентным акционером. Поэтому мы очень просим, мы неоднократно ставили этот вопрос, так как не можем сами осуществлять контроль, а ведь это касается каждого гражданина, чтобы, когда вы будете пересматривать политику, чтобы вы пошли нам навстречу и в структуру государственного долга, как это делается во всех странах, включили квазигосударственный сектор», - настоятельно попросила министра Гульжан Карагусова.