28 февраля 2016 года Нацбанк утвердил «Правила определения размера вреда, причиненному транспортному средству». Так, будут установлены единые правила по осмотру авто, расчету страховой выплаты и осуществлению выплаты при ДТП. По словам страхового омбудсмана Андрея Копова, эти правила вступят в силу 5 апреля 2016 года. Об этом он заявил на пресс-конференции, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Как пояснили страховщики, ранее не было единой методики при оценке ущерба при ДТП. «Это была одна из основных проблем», - отметила председатель правления Фонда гарантирования страховых выплат Диляра Каракулова.
Она подчеркнула, что единая методика – это еще один шаг в пользу защиты прав застрахованных. «Уменьшится период урегулирования споров по выплатам при получении ущерба при ДТП. При этом, если страхователь не согласен с оценкой, он может обратиться к независимым оценщикам. Если у страховщика и страхователя не будет единого понимания по сумме ущерба, то страхователь имеет право обратиться к страховому омбудсману, либо в суд», - отметила Диляра Каракулова.
Как уточнил Андрей Копов, порядка 90% споров, которые рассматриваются страховым омбудсманом, связаны с разногласиями по сумме оценки. «Данная единая методика включила в себя много хороших методик от тех, которые были разработаны ранее, но в силу определенных обстоятельств они, возможно, где-то потеряли свою актуальность. И благодаря этим единым правилам думаю, что количество споров, которые возникают между потерпевшими и страховыми организациями уменьшится. Но, конечно, они пока не сойдут на нет. Допускаю, что на первом этапе использования единых правил будет всплеск споров, так как потребуется время, чтобы специалисты стали правильно понимать и применять эти Правила, должна быть какая-то практика», - подчеркнул страховой омбудсман.
Начальник службы аджастеров страховой компании «Сентрас Иншуранс» Альберт Касимов напомнил, что ранее при оценке ущерба при ДТП, страховщики были обязаны принимать ту оценку, которую предоставляли застрахованные и осуществлять по ней выплаты. «Это приводило к тому, что возрастала убыточность по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности водителя авто», - сообщил страховщик.
Так, страховщики поделились, что были случаи, когда потерпевший при ДТП обращался к независимому оценщику, получал отчет, ремонтировал машину и не предоставлял автотранспорт на осмотр в страховую компанию. Если у страховой компании возникали вопросы, по ремонту той или иной детали, она не имела возможности перепроверить реальный размер ущерба.
Начальник управления страховых выплат страховой компании «Номад Иншуранс» Юрий Пичугин напомнил, что при выплатах при обязательном страховании ГПО автовладельца в законодательстве оговариваются определенные лимиты по сумме выплаты. Именно по этому, порой, возникают споры. «Такие лимиты привязаны к количеству пострадавших при ДТП. Например, если в аварии пострадало более четырех авто, то размер выплаты на всех не превысит 2 тыс МРП – это 4 млн 242 тыс. тенге, страховые выплаты осуществляются соразмерно ущербу. То есть кому-то хватало на ремонт, а кому-то не хватало… В связи с этим многие страхователи были вынуждены дополнительно приобретать автоКАСКО. Впрочем, недовольные по оценке ущерба, были, есть и будут», - считает страховщик.
Андрей Копов советует пострадавшим при ДТП автовладельцам внимательно вычитывать отчет, который составляют оценщики страховщиков. «Это в первую очередь акт осмотра, есть определенные требования к этому акту. Сейчас любой может зайти в интернет, скачать эти правила и положить этот документ к себе в машину. Нужно иметь ввиду, что то, что будет в акте осмотра позже ляжет за основу при определении размера ущерба. В противном случае, водителю потом будет очень сложно доказать наличие дефектов, которые были по факту, но не были указаны в акте. Повторюсь, что у потребителя есть право не согласиться с отчетом. Страховая компания должна предоставить отчет по оценке в течение 10-ти рабочих дней – этот оговаривается в Правилах, в законодательстве. Пострадавший после трех рабочих дней после получения этого документа должен либо согласиться, либо не согласиться. При чем это должно быть изложено в письменной форме в самом отчете. Пострадавший будет вправе обратиться к независимому оценщику, к моменту обращения к такому оценщику машину восстанавливать нельзя», - поясняет страховой омбудсман.
Альберт Касимов пояснил, сколько времени ранее уходило на возмещения ущерба при ДТП. «По старому законодательству основанием для осуществления выплаты было решение суда, на получение решения суда в среднем уходило не менее месяца. К тому же затрачивалось время на оформление материалов дорожной полиции – 10 дней, проведение оценки – в целом минимум 2-3 месяца на возмещение вреда», - отметил страховщик.
Между тем, как объяснили страховщики, при введении единых правил на оценку ущерба и начисление суммы для покрытия ущерба будет потрачено не более 10 дней.
«Страховщикам была передана оценка ущерба при ДТП, для того, чтобы исключить мошенничество со стороны тех людей, которые не позволяли страховщикам осмотреть авто. Были ситуации, когда в ДТП участвовала одна машина, а на оценку предоставлялась другая. Повторюсь, страховщиков не привлекали в момент проведения оценки и мы не могли ничего с этим поделать», - отмечает Альберт Касимов.
Напомним, с 1 января 2016 года по законодательству независимых оценщиков отстранили от оценки ущерба при ДТП. Независимые оценщики подчеркивали, что передача рынка оценки ущерба при ДТП страховщикам может привести к занижению страховыми компаниями размера реального ущерба. Они сообщали, что независимые оценщики не участвовали в обсуждении новых поправок в страховом законодательстве и могли бы использовать при оценке те же новые правила, которые планируется ввести.
Между тем, одним из аргументов страховщиков в отстранении независимых оценщиков от рынка оценки ущерба при ДТП была не только значительная разница в оценке, но и нежелание независимых оценщиков прийти к единому тарифу по оценке ДТП.
«Неоднократно с независимыми оценщиками были рабочие группы, мы их просили прийти к единой методике, но мы ни к чему так и не пришли. Обсуждения длились 4 года. В связи с этим страховому рынку пришлось прибегнуть к тому, чтобы право преимущественной оценки ущерба при ДТП перешло страховщикам. Также отстранение независимых оценщиков было вызвано тем, что мы, как страховщики, просили утвердить тарифы на стоимость проведения оценки при ДТП, но этого так и не произошло. То есть один оценщик мог рассчитать ущерб за 5 тыс. тенге, другой за проведение этой же оценки мог запросить и 35-50 тыс. тенге. Но в целом по Алматы стоимость независимой экспертизы варьировалась от 15-25 тыс. тенге. Даже если посчитать стоимость оценки у страховщиков, оценка также стоит от 15-20 тыс. То есть мы несли больше убытки. Мы застраховали человека, но чтобы рассчитать ему убыток мы уже должны были выплатить ту сумму, которую он оплачивал за оценку», - отметил Юрий Пичугин .