В казахстанском обществе активно обсуждается вопрос, что будет с курсом тенге после выборов, которые состоятся уже в это воскресенье, 20 марта. Мы решили узнать мнение аналитиков по этому поводу.
Не так страшны выборы…
Анна Бодрова, старший аналитик «Альпари», не исключает колебаний тенге на фоне выборов в парах с иностранными валютами, но значимость этих движений не стоит переоценивать. «Вертикаль власти в Казахстане сейчас выстроена довольно гармонично, здесь не должно быть особенных жизненно важных изменений. Валютная секция биржи KASE низколиквидна, отчасти и из-за этого реакции на ту или иную новость на валютном рынке смотрятся чрезмерными», – уверена аналитик.
Опасение 1: ставка ФРС и цены на нефть
Илья Кариков, директор аналитического центра компании Capital Expert Kazakhstan, напоминает, что помимо выборов в период между 20 марта и 1 апреля состоится заседание стран, входящих в ОПЕК и вне ОПЕК – России. Цель данного заседания – подписать соглашение по заморозке добычи нефти и обсудить дальнейшие пути развития для стабилизации цен на нефть, а также понимания того, стоит ли заморозить добычу либо вовсе снизить ее, чтобы сбалансировать спрос и предложение. Отметим, что вчера также стало известно, что ассоциация американских банкиров призвала ФРС повысить ставку, опасаясь, что продолжение мягкой монетарной политики может привести к разрушительным последствиям в экономике. «Таким образом, на курс валюты повлияют решение ФРС, заседание по нефти, ну и не стоит отрицать влияние выборов», – отметил Илья Кариков.
Опасение 2: чем ниже рубль…
Оказать влияние на курс тенге может и российский рубль, поскольку Россия является одним из значимых партнеров Казахстана. При этом аналитик Анна Бодрова поясняет, что рубль остается в растущем канале в паре с тенге, санкционные ожидания уже учтены в котировках.
Инвесткомпания «Асыл Инвест» свой отчет о курсе тенге строит через призму цен на нефть и курса российского рубля. «С учетом того, что казахстанский рынок только привыкает к новому валютному режиму, можно заметить, что прямое влияние макроэкономических показателей Казахстана минимальное, и игроки формируют свои курсовые ожидания, исходя из жесткой привязки к российскому рублю в соотношении 1 к 4,7-4,8. При этом можно было предположить, что тенге к рублю в идеальных рыночных условиях должен укрепляться, учитывая положительные темпы роста нашей экономики, более высокий кредитный рейтинг, отсутствие санкций и доступ к внешним займам», – отмечается в отчете. Получается, что участники отечественного валютного рынка просто игнорируют эти факторы либо не проводят адекватную оценку. Поэтому, несмотря на переход на свободное плавание, по сути, формируется привязка просто к российскому рублю.
Синдром Нацбанка
Компания «Асыл Инвест» в своем отчете напомнила и про фактор активного участия Нацбанка в сдерживании укрепления курса тенге.
«Если посмотреть на график котировок нефти и курса, то можно заметить, что в конце прошлого года (в начале декабря), когда нефть находилась на тех же уровнях, что и сейчас, курс доллара к тенге был в районе 330-335 против текущих 344. Разница достаточно внушительная. Поэтому, если бы не интервенции регулятора, то мы бы уже находились ниже 340. Вполне возможно, что НБРК пытается просто минимизировать волатильность курса и учитывает тот факт, что девальвационные ожидания среди населения и бизнеса все-таки сохраняются», – отмечается в отчете. В отчете инвесткомпании также отмечается, что может иметь место фактор давления со стороны правительства, которое пересмотрело бюджет, заложив курс 360 тенге за доллар. В целом ситуация такая, что свободное плавание в сторону ослабления курса тенге в Казахстане проходит более свободно, нежели при обратном движении.
Январские отчеты Нацбанка пока не радуют массовой конвертацией депозитов в тенге. Зато банкиры озвучивают более оптимистичные показатели. В начале марта в интервью «Капитал.kz» Владислав Ли, председатель правления БанкаЦентр Кредит, отмечал, что в БЦК сальдо между теми, кто хочет продать и купить доллары, сравнялось.
Умут Шаяхметова во вторник в ходе пресс-конференции отметила, что наблюдает позитивную тенденцию роста тенговой депозитной базы банка с января 2016 года.
Прогнозы на конец года
Банальное выражение «Прогнозировать – дело неблагодарное» не так уж и банально в условиях свободно плавающего курса. И, как считает Анна Бодрова, прогнозы на конец года сейчас, в марте, будут неэффективными, впереди еще девять месяцев очень интересных экономических событий и торгов. Доллар США может держаться в очень широком коридоре 320-375 тенге, но и эти рамки тоже неоднозначны.
«Касательно наших ожиданий по курсу, в случае если нефть продолжит дорожать, а предпосылками для этого будет заседание стран, входящих в ОПЕК, и стран в нее не входящих, о котором говорилось выше, то это придаст новый стимул для укрепления тенге и мы, возможно, увидим новые уровни, вероятно, 300-330 тенге за доллар», – полагает Илья Кариков. Но к концу года, по его словам, будет множество факторов, как, например, повышение ставки ФРС в 1-2 раза, что приведет к удорожанию доллара и удешевлению нефти, и непосредственно это будет влиять негативно на курс тенге.
По подсчетам «Асыл-Инвест», «если цены на нефть продолжат оставаться выше $40 за баррель, курс тенге должен уйти ниже 340 за доллар и оказаться в коридоре 330-335. Дальнейшее движение нефти вверх может отправить курс тенге к доллару в диапазон 310-320. Опять же многое будет зависеть от политики Нацбанка и давления правительства, что будет растягивать срок такого движения», – отмечается в отчете «Асыл-Инвест».