В 2015-2016 годах деловая активность казахстанского бизнеса заметно снизилась, многие крупные банки стали замораживать кредитование, партнеры расторгать крупномасштабные договора. Впрочем, вскоре ситуация может измениться. Так, планируется, что банки и предприниматели получат средства Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ) в сумме 200 млрд тенге по рыночным ставкам. Правда, частично ставка для бизнеса будет субсидироваться государством, в итоге для компаний стоимость займов окажется не дороже 9-10%. Так, не исключено, что эта инициатива сможет хоть немного растормошить производственников. Между тем, по мнению члена правления Halyk Finance Мурата Темирханова, есть и негативная сторона данной схемы. Он считает, что она будет невыгодна вкладчикам. Об этом аналитик поделился в интервью с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz.
- Мурат, недавно пресс-служба Нацбанка сообщила агентству «Интерфакс-Казахстан», что «управление пенсионными активами ЕНПФ будет осуществляться по аналогии с активами Нацфонда». По вашему мнению, что изменится в работе фонда?
- Основное изменение заключается в том, что теперь вместо Нацбанка стратегические решения по инвестированию средств ЕНПФ будет выполнять Совет по управлению Национальным фондом. По этому поводу в ноябре 2015 года вышел указ президента, и с начала этого года именно этот совет принимает решения по вложениям пенсионного фонда.
Однако это не означает, что активы ЕНПФ будут инвестироваться по принципам Нацфонда. С этой точки зрения ничего не поменялось.
Принципы инвестирования Нацфонда и ЕНПФ разные. Если говорить упрощенно, то суть работы Нацфонда заключается в том, что избыток денег, полученных за счет нефтяных доходов в период высоких цен на нефть, выводится из нашей экономики и хранится в надежных валютных активах (резервах) за рубежом. Затем, когда из-за внешних негативных факторов в Казахстане происходят кризисные явления, «заначку на черный день» начинают постепенно использовать, чтобы поддержать экономику.
С учетом того, что средства Нацфонда должны инвестироваться в надежные валютные финансовые инструменты, соответственно процентная и дивидендная доходность таких активов будет достаточно низкой. Например, сейчас доходность государственных долговых ценных бумаг США в районе 1% годовых для бумаг срочностью свыше одного года.
Теперь давайте посмотрим принципы инвестирования пенсионных денег. Вложение активов ЕНПФ осуществляется исключительно в интересах его вкладчиков через совершение сделок с финансовыми инструментами для получения инвестиционного дохода. В этом определении я хотел бы подчеркнуть выражение «исключительно в интересах вкладчиков». То есть неважно, куда будут направлены инвестиции, самое главное, их сохранность и адекватный инвестиционный доход. В наших условиях слово «адекватный» означает, что такой доход должен превышать инфляцию так, чтобы пенсионные накопления не теряли своей покупательской способности.
- В феврале министр национальной экономики РК Ерболат Досаев сообщил, что совместно с Нацбанком рассматривается возможность обусловленного размещения облигаций банков на 200 млрд тенге. Так, 100 млрд тенге предполагается направить в приоритетные секторы экономики, остальную часть – в другие отрасли, которые не оговариваются. Также деньги ЕНПФ планируется направить на рефинансирование займов и пополнение оборотных средств. Как вы считаете, насколько оптимальна данная схема?
- Считаю, что решение правительства о том, что ЕНПФ будет покупать облигации банков и они из этих средств будут кредитовать МСБ, не соответствует целям инвестстратегии фонда. Для вкладчиков фонда неважно, как банки будут использовать полученные деньги. Для них очень важно следующее. Во-первых, какая доля активов пенсионного фонда будет направлена на приобретение банковских облигаций (то есть насколько диверсифицирован портфель активов ЕНПФ). Во-вторых, насколько надежными являются эти банки. В-третьих, насколько рыночной будет ставка по облигациям. По последнему пункту нужно отметить, что для вкладчиков фонда важна компенсация за риск. То есть чем ниже кредитный рейтинг банка (и, соответственно, выше риск), тем больше должна быть доходность по облигациям такого банка.
- Ерболат Досаев в Астане также поделился, по какой схеме предприниматели будут привлекать средства ЕНПФ. По его словам, если банки будут заимствовать в пенсионном фонде средства по рыночным ставкам, то государство будет субсидировать такие ставки для предпринимателей. Министр отметил, что даже с учетом фиксированной маржи банков он предполагает, что тенговые ресурсы для конечного предпринимателя будут стоить в районе 9-10%. «Сегодня есть две ставки субсидирования – 8% для МСБ, 10% - для моногородов», - заявил он. Не могли бы вы прокомментировать эту инициативу, насколько ее механизм адекватен?
- Поясню, когда министр сказал, что средства, выделяемые из ЕНПФ для поддержки МСБ, будут выдаваться предпринимателям под 9-10%, то он имел в виду, что банки будут предоставлять такие кредиты по рыночной ставке, а правительство будет субсидировать часть процентных расходов заемщика так, чтобы для МСБ процентная ставка не превышала 10% годовых. При этом правительство будет субсидировать ставку напрямую заемщику, а не банку.
Здесь сразу же возникают серьезные вопросы. Сейчас базовая процентная ставка Нацбанка по однодневным кредитам банкам, которые выдаются под залог высоколиквидных ценных бумаг, находится в диапазоне 15-19%. В последнее время на рынке ставка однодневного РЕПО составляет 15%. С этой точки зрения процентные ставки по облигациям банков должны быть существенно выше, поскольку по ним нет ликвидного залога и у них гораздо большие сроки погашения.
Если предположить, что ЕНПФ будет покупать облигации банков по рыночной ставке, то она должна составлять как минимум 19% годовых. После того как банк получит деньги из ЕНПФ по этой ставке, он должен будет выдать кредиты для МСБ под 24% годовых (5% - это обычная кредитная маржа для наших банков). Затем правительство должно будет просубсидировать заемщику 14% из госбюджета так, чтобы для него кредит был не дороже 10% годовых.
В этой схеме возникает конфликт интересов между правительством и вкладчиками пенсионного фонда. Поскольку вкладчиков волнует инвестиционный доход, то чем выше процентная ставка по облигациям банков, тем лучше для них. С другой стороны, правительству невыгодна высокая процентная ставка по таким облигациям, поскольку чем она выше, тем больше будет стоимость кредита для МСБ и тем больше нужно будет выделить средств из госбюджета, чтобы снизить процентную ставку до 10% годовых.
В ситуации, когда само правительство решает, как и куда инвестировать деньги ЕНПФ, есть большие опасения, что процентная ставка по облигациям банков будет ниже рыночной, чтобы уменьшить выплаты из бюджета. А это будет невыгодно вкладчикам. На днях в Национальной палате предпринимателей уже была объявлена информация, что пенсионный фонд будет предоставлять средства банкам под 12% годовых, а это существенно ниже текущей инфляции.
Также напомню, что чем ниже кредитный рейтинг банка, тем выше должна быть ставка по его облигациям. Это опять-таки невыгодно правительству. Поэтому здесь есть дополнительные опасения, что оно станет предоставлять деньги ЕНПФ по одной ставке вне зависимости от кредитного рейтинга банка. То есть вкладчики пенсионного фонда не будут компенсированы за более высокий риск инвестиций.
То, что контроль над пенсионными деньгами перешел от Нацбанка к Совету по управлению Нацфондом и правительству, не изменило негативную ситуацию с инвестициями ЕНПФ. Единственное, что коренным образом может это изменить, – передача управления пенсионными активами нескольким частным инвестиционным компаниям. Глава государства уже давал поручение по этому поводу. Очень плохо, что его реализация откладывается.
Частные инвестиционные компании не будут волновать вопросы дефицита госбюджета, финансирования объектов индустриализации или МСБ, строительство инфраструктуры или социальных проектов. Самым главным для них окажется поиск баланса между риском инвестиций и их доходностью, так, чтобы вкладчики пенсионных фондов не потеряли денег и получили адекватный инвестиционный доход.