В начале сентября в мажилисе Парламента РК был презентован законопроект, касающийся налогообложения и таможенного администрирования. В нем предлагается на 2016-2017 годы освободить от налогообложения дивиденды недропользователей. Эксперты, опрошенные деловым еженедельником «Капитал.kz», предположили, кто получит выгоду, если это предложение будет воплощено в жизнь.
В Министерстве национальной экономики РК (МНЭ) на вопрос издания о том, каких именно недропользователей коснется предлагаемая мера, пояснили: «Главное условие применения поправки по освобождению дивидендов – это то, что недропользователь уже является переработчиком сырья, и переработка занимает не менее 35% от его производственной деятельности. И при этом в целях эффективности и капиталоемкости данная норма предоставляется для стратегических проектов».
Деньги через дивиденды
Аналитики, говоря о том, что предлагаемая мера даст компаниям, сошлись во мнении: на передний план здесь выходят акционеры. «Эта мера скорее направлена на поддержание акционеров недропользователей, нежели самих недропользователей, так как в данном случае от уплаты налогов освобождаются акционеры», – говорит Галим Хусаинов, генеральный директор BRB INVEST. По его мнению, скорее всего, мера направлена на минимизацию налогов в холдинговых структурах, у которых имеются дочерние компании-недропользователи, чтобы денежные средства от недропользования акционеры могли направить на инвестиции в другие отрасли, в частности в переработку. «Но будут ли действительно дивиденды направлены в другие отрасли – это вопрос к акционерам», – говорит аналитик.
По словам Айвара Байкенова, директора департамента аналитики «Асыл-Инвест», нефтегазовый сектор – это, пожалуй, единственная отрасль, где «мы в последние годы наблюдали выплаты каких-либо дивидендов акционерам». Если предположить, что налоговое «послабление» дойдет и до представителей этой отрасли, то, по мнению эксперта, в реализации такого решения в первую очередь будет заинтересовано именно государство, которое «выступает основным акционером во многих предприятиях этой отрасли». «В условиях дефицита бюджета и после проведенной девальвации власти будут стараться «вытаскивать» деньги через дивиденды. Вполне возможно, что в планах достаточно крупные суммы в тенге, а значит, сохранение налогов может серьезно отразиться на финансах компаний. В такой ситуации государство сможет больше получить именно через дивиденды, нежели через налоги», – говорит аналитик.
Министерство дает разъяснения
Отметим, что в Миннацэкономики в ответе на запрос издания представители нефтегазового сектора как потенциальные пользователи предлагаемой льготы не упоминались. Речь шла о горно-металлургическом комплексе.
С какой целью предлагается применение такой меры? В МНЭ, отвечая на этот вопрос, сослались на слова главы государства: развитие горнорудной отрасли – это один из приоритетов развития страны. Это подразумевает наращивание объема производства и инвестиционные вложения в модернизацию предприятий, которые выпускают продукцию с высокой добавленной стоимостью. «Анализ, проведенный Казахстанским институтом развития индустрии (КИРИ), показывает, что способствовать достижению этих задач может установление мер налогового стимулирования», – пояснили в МНЭ.
В министерстве также отметили, что временное освобождение от налогообложения экспортно ориентированных металлургических предприятий обеспечит рост производства, который необходим для сохранения рынков сбыта в ближайшей перспективе. Также это даст значительный социальный эффект, который будет выражаться в сохранении и увеличении рабочих мест в смежных и других отраслях экономики, связанных с горно-металлургическим комплексом.
«Сегодня, в период глобального кризиса и резкого снижения цен на горно-металлургическую продукцию, такая мера позволит предприятиям сектора направить собственные высвободившиеся средства на дальнейшее развитие последующих переделов, – сообщили в министерстве. – В итоге данные льготы позволят компаниям отрасли увеличить долю переработки и рост доходов за счет реализации продукции с высокой добавленной стоимостью, а государству – получить рост налоговых поступлений от этих производств».