Свободно плавающий курс национальной валюты доступен и удобен для государства только в случае наличия диверсифицированной экономики и отсутствия внешних рисков. С внешними рисками у Казахстана все в порядке – их почти нет. Зато диверсифицированная экономика отсутствует, Казахстан давно и успешно живет в условиях сырьевой экономической системы. Сейчас далеко не самый удачный момент для введения новой кредитно-денежной политики Нацбанком Казахстана. Центробанк перестанет формировать валютный коридор. Это значит, что колебания «оплатит население». Такого мнения придерживается Анна Бодрова, старший аналитик «Альпари», передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Эксперт называет две причины «столь резких движений». Первая заключается в падении сырьевых цен на 37% с мая текущего года. Сырьевая структура казахстанской экономики не могла не пострадать от сокращения спроса на нефть и падения котировок энергоносителей. У Нацбанка Казахстана есть солидные резервы, созданные во время дорожающей нефти. «Но в последние полтора года, с момента корректировки курса в феврале 2014 года, регулятор проводил ежедневные интервенции в поддержку тенге и гарантировал, что риски для валюты Казахстана позади», – напоминает аналитик.
Вторая причина – давно анонсированный переход к инфляционному таргетированию и новому курсу кредитно-денежной политики. Однако, как считает Анна Бодрова, «печальный пример России, которая выбрала для реализации этой стратегии крайне неудачный момент, Казахстан ничему не научил».
По мнению спикера, самыми уязвимыми секторами экономики при ослаблении курса оказались ретейл и сектор услуг, наиболее защищенным – добыча и переработка энергоресурсов.
Вместе с тем, в сложившейся ситуации есть и плюс. «Одномоментное ослабление тенге позволит не сокращать расходную часть казахстанского бюджета. Это значит, что все социальные программы и выплаты, а также инфраструктурные проекты останутся в силе», – поясняет эксперт.
Что касается прогнозов по курсу, то эксперт «Альпари» давать их не стала, объяснив это тем, что нужно подождать, пока рынок через спрос и предложение сформирует более или менее равновесный курс. Необходимо дождаться хотя бы конца недели.
Вместе с тем спикер высказала мнение, что при текущих ценах на нефть справедливый курс доллара может составлять от 200 до 235 тенге. «Все остальное – эмоции рынка и инвесторов, которых никто не предупредил о начале новой денежной политики государства», – говорит она.
По оценке эксперта, после того, как Национальный банк Казахстана отпустил тенге в свободное плавание, доллар тут же подорожал к казахстанской валюте на 26%. Ослабление тенге с начала года к текущему моменту составляет 31%. Это, по словам Анны Бодровой, достаточно ощутимо, учитывая, сколько денег центробанк потратил на интервенции и стабилизацию курса, пока нефть падала в цене.