21 июля вице-министр финансов Ардак Тенгебаев сообщил о том, что предлагается продлить сроки программы легализации Казахстане до 31 декабря 2016 года. Программа стартовала 1 сентября прошлого года. Пока ее результаты оценивать сложно, но на сегодняшний день легализовано 292 млрд. тенге или 1,6 млрд. долларов. По прогнозам чиновников, эта сумма по итогам программы должна составить 10-12 млрд. долларов.
Экономист Спанов Магбат считает, что нынешняя легализация ни по темпам, ни по предварительной работе не выполняется и соответственно за это можно министерству финансов ставить неудовлетворительную оценку.
«В интервью предваряющую третью легализацию теневого капитала и имущества один из руководителей министерства финансов утверждал что конечной целью исходя из предыдущих опытов легализации в Казахстане планируется получение имущества и финансовых средств на сумму 50 млрд. долларов США. Вы можете сравнить эту сумму с реальным возвратом, как легализованного имущества, так и капитала, которая составила всего около 300 млрд. тенге. Мы фактически даем карт-бланш на воровское государство, поэтому с одной стороны мы как бы боремся с коррупцией, а с другой, постоянно вводим право на легализацию, то есть это два взаимоисключающих элемента», – отметил экономист.
«Я предлагал и говорил о том, что для того, чтобы мы действительно выполнили эту программу, мы должны не только бороться с коррупцией, но и с условиями ее создающую. Кроме того, в Казахстане необходимо запретить на законодательном уровне инвестиции капитала из оффшорных зон, но видимо это затрагивает интересы слишком многих влиятельных людей из властных структур, которые якобы не имеют собственного бизнеса», – отметил экономист.
Директор консалтинговой компании «Almagest» Айдархан Кусаинов считает, что программу легализации еще рано оценивать, потому что она еще продолжается. Кроме того, добавил он, программы оцениваются уже в самый последний момент, с точки зрения того, что многие вещи делаются под занавесом.
Эксперты вы сказали свое мнение относительно предложения министерства финансов Казахстана относительного обязательного декларирования имущества казахстанцев за рубежом и ужесточения штрафов за уклонение с 15 МРП до 250 МРП.
По мнению Магбата Спанова, декларирование зарубежного имущества и ужесточение штрафов является правильным шагом. Но он ничего не даст принципиально, так как такое признание в случае спорных моментов будет проходить на основе судебных дел. Он считает, что Минфин должен будет проверять, ту ли граждане написали сумму капитала или задекларировали собственность, то есть нужна какая доказательная база. А это предполагает внедрение и принятие комплекса законодательных актов, это не просто один закон о легализации.
«Почему наши чиновники, начиная с высшего уровня, не декларируют свое имущество, как в России? Здесь вопрос даже не финансово-экономический, а морально-этического аспекта», – задается вопросом экономист.
«У нас зачастую, кто больше всех ворует, тот и кричит: «держи вора!». Если честно, я был противником очередной легализации, мы же не «банановое государство», которое постоянно дает карт-бланш нашим отдельным гражданам для воровства с периодичностью чуть ли не каждые пять лет», – пояснил Магбат Спанов.
Айдархан Кусаинов считает, что существуют две точки зрения. Первая, это нормально, что у казахстанцев есть какое-то имущество, которое они приобретают и с точки зрения учета доходов граждан, это должно быть декларировано. «Но, мне кажется, что это должно делаться вместе с собственным декларированием. Если просто учет имущества за границей без всеобщего декларирования, то это странно попахивает. Если есть имущество за границей и гражданин платит все налоги, то Минфин к этому не имеет никакого отношения. Поэтому если это идет вместе, в связке с обязательным декларированием доходов – это совсем другой коленкор», - отметил Айдархан Кусаинов.
В рамках акции по всеобщему декларированию каждый гражданин должен будет указывать все имущество и средства, которые находятся у него в стране или за рубежом. Поэтому в преддверии акции по всеобщему декларированию Минфин и предлагает усилить нормы по легализации. Однако, следует оговориться, что по словам того же Ардака Тенгебаева, озвученные им «ужесточения» вступят в силу только после принятия соответствующих поправок Мажилисом и Сенатом Парламента.