Создание единого пенсионного договора между странами-участницами ЕАЭС переходит в практическую плоскость. В начале текущего года заместитель директора департамента развития предпринимательской деятельности ЕЭК Самат Алиев заявил о том, что в ЕАЭС создадут единый пенсионный договор, регулирующий вопросы пенсионных выплат гражданам всех пяти государств.
«Основная цель разработки договора – обеспечение равных прав и гарантий в сфере пенсионного обеспечения, защита пенсионных прав трудящихся государств ЕАЭС и членов их семей на всей территории союза. Государства-члены ЕАЭС должны гарантировать равноправие в части пенсионного обеспечения, на которое распространяется действие договора и сохранение приобретаемых и приобретенных прав», – заявил спикер.
Подобное решение повлекло за собой ряд вопросов. Разница в пенсионных отчислениях, возраст выхода на пенсию и различие между размерами пенсий в странах интеграционного союза существенно отличаются и пока не до конца понятно, каким образом будет выстроен процесс проработки имеющихся вопросов.
А мы уйдем на север
Наблюдатели склонны расценивать создание единого пенсионного договора как весьма поспешный шаг. Такие реформы требуют взвешенных решений и не являются делом одного дня. Кроме того, назвать пенсионное законодательство стабильным и, уж тем более, устоявшимся нельзя. Например, та же Россия, где, к слову сказать, сосредоточено наибольшее число мигрантов из стран ЕАЭС, в ближайшее время собирается менять структуру пенсионных взносов. «Последние десятилетия характеризуются неуклонным ростом миграционных потоков, в странах ЕАЭС наблюдается высокая активность перемещения населения между странами именно с целью трудовой миграции. Основными странами-реципиентами трудовых мигрантов в ЕАЭС являются Россия и Казахстан. Проблема пенсионного обеспечения трудовых мигрантов в масштабах стран, являющихся в настоящее время членами ЕАЭС, долгое время оставалась нерешенной, несмотря на высокое значение этого вопроса для миллионов трудовых мигрантов и членов их семей», – объясняет Владимир Перебоев, руководитель направления Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЦИИ ЕАБР).
По неофициальной оценкам, численность только трудовых мигрантов в России равняется 5–6 млн человек, что составляет примерно 7% от общего числа занятых. Казахстанских граждан среди них порядка 569 тыс. человек.
Найди три отличия
Средний процентный показатель величины отчислений в пенсионный фонд в странах ЕАЭС может различаться в несколько раз. В России данный показатель составляет порядка 22%, при этом источником является фонд оплаты труда. Наиболее высокая ставка в Беларуси – 29%, однако 1% идет из заработной платы работника, остальные 28% за счет фонда. В Казахстане, наоборот, главным источником пенсионных отчислений является непосредственно сам работник. Согласно законодательству, сотрудники платят за свою будущую пенсию 10% от зарплаты. Конечно, существуют отчисления для отдельных категорий работников в размере 15% от фонда оплаты труда, хотя, как утверждают в ЕАБР, эту норму нельзя считать общепринятой. Хуже всего обстоят дела в Армении, где пенсионные взносы лишь частично финансируются государством. В Кыргызстане соотношение выплат составляет 15% и 10%, соответственно.
Кроме прочего, пенсионные системы в целом отличаются друг от друга по структуре. Например, в Казахстане, России, Кыргызстане и Армении действует трехуровневая модель с накопительной составляющей. В то время как в Беларуси работает одноуровневая солидарная схема, когда пенсионные выплаты идут за вычетом из налоговых отчислений. Такой разброс не казался важным вначале, когда создание единого пенсионного договора только стали обсуждать. Теперь же это и ряд других несоответствий могут стать препятствием на пути разработки договора.
«Полагаем, что создание механизма экспорта пенсий – достаточно важное и полезное решение в рамках экономической интеграции ЕАЭС, но, в то же время, можно сказать, что слишком раннее. По нашим оценкам, внедрение данного механизма нужно вместе с бюджетной интеграцией, но не ранее. Пока пенсионные системы стран-участниц слишком сильно различаются, чтобы такой механизм был сбалансированным. Фактически существует риск создания предпосылок либо для системного использования данной возможности в ущерб государству, либо игнорирования со стороны населения из-за низких коэффициентов конвертации. Сроки реализации такого предложения, по нашим данным, могут быть 3-5 лет», – объясняет Антон Сороко, аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ».
Необходимо учесть и разницу в размерах пенсий в странах ЕАЭС. Наиболее низкий показатель уровня пенсий, согласно исследованию КирТАГ, демонстрирует Кыргызстан – чуть больше $78 в месяц, что делает пенсионеров этой страны явными аутсайдерами. Напротив, Казахстан в этом показателе демонстрирует явное преимущество. Отечественные пенсионеры получают около $272 в месяц. Следом идет РФ с размером пенсии в $240. Чуть меньше $200 получают белорусы, пенсионеры Армении находятся на отметке в $100.
Возраст выхода на пенсию тоже разный. В Казахстане до 2027 года планируется постепенно довести выход женщин на пенсию до 63 лет, в России и Беларуси женщины выходят на пенсию в 55 лет, а мужчины в 60 лет, в Армении 63 года – возраст выхода на пенсию для всех граждан.
«Проведенный в ходе исследования анализ национальных пенсионных систем в странах ЕАЭС продемонстрировал значительные различия в их структуре, установленном возрасте выхода на пенсию, в размере и источниках отчислений в пенсионные фонды. Выявлено отсутствие механизмов, обеспечивающих сохранение и перевод пенсионных прав между странами-членами ЕАЭС», – дает свою оценку Перебоев.
В то же время он заявляет, что интенсивность миграционных потоков, специфика социально-демографической ситуации, а также состояние рынков труда диктуют необходимость координации пенсионных систем на основе международного договора о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения с перспективой создания общего пенсионного пространства в ЕАЭС. Эта мера должна создать базовые социальные гарантии, необходимые для эффективной экономической интеграции, а также для легализации потоков трудовой миграции на территории союза.
Аналогичного мнения придерживается член коллегии (министр) по экономике и финансовой политике Евразийской экономической комиссии Тимур Сулейменов, указывая на несовершенство пенсионных систем в рамках ЕАЭС.
«В сфере пенсионного обеспечения имеются различия в основных подходах финансирования пенсионных систем и распределения пенсионных средств. Системы пенсионного обеспечения отличаются структурно: пенсионный возраст, размеры, источники пенсионных отчислений и другие параметры. Проблемными являются вопросы, связанные с сохранением и переводом пенсионных прав граждан при переезде из одной страны в другую», – говорит эксперт.
По его словам, в договоре о пенсионном обеспечении трудящихся граждан государств-членов ЕАЭС предполагается решить вопросы, касающиеся экспорта пенсионных прав: каждое государство выплачивает гражданину ту часть пенсии, которую он приобрел на его территории.
С оглядкой на ЕС
Пожалуй, самым болезненным вопросом остаются условия выплаты накоплений. По мнению аналитиков, при создании единого пенсионного договора ЕАЭС в любом случае придется опираться на опыт Евросоюза, столкнувшись с аналогичными трудностями: длительность вычисления пенсионного вознаграждения и сложность учета корректировок в уже сделанных начислениях.
«Основной минус такого решения заключается в том, что в случае если большинство трудовых мигрантов, работающих сейчас в странах-реципиентах, решат остаться там на постоянное место жительства по достижении пенсионного возраста, то бремя по выплате пенсий ляжет на эти страны (то есть, прежде всего, на Россию и Казахстан)», – объясняют в отчете ЕАБР.
Другой эксперт, Евгений Тищенко, вспоминает ситуацию, когда большинство пенсионных фондов скопом передали свои ликвиды в ЕНПФ, предполагая, что точно такая же ситуация может произойти и на союзном уровне.
«Из-за большей рыночной власти банковского сектора активы считались примерно на глазок, а заплатили за все рядовые вкладчики. Напомню, что с начала года списано уже более 100 млрд тенге из ЕНПФ (убыток на каждый индивидуальный счет составил около 10 тыс. тенге). Притчей во языцех стал и постоянно увеличивающийся дефицит Пенсионного фонда России. Не секрет, что пенсионные системы стран союза, да и не только претерпевают изменения. И вот тут главное правильно выровнять пенсионные лимиты стран», – говорит спикер.
Он делает акцент на различия и особенности стран-участниц ЕАЭС и предлагает повнимательней присмотреться к особенностям систем при составлении единого пенсионного договора.
Что имеем в итоге?
Введение единого пенсионного поля приведет и к сокращению неформальной занятости, росту инвестиционной привлекательности и социальных гарантий внутри союза. Таким образом, условия выплаты пенсий должны вбирать в себя учет мобильности (например, в начале трудовой деятельности, в середине, в конце) и распределение социальных выплат. Мобильность пенсий, в свою очередь, обеспечит свободу передвижения рабочей силы в рамках формируемого единого рынка труда, а также будет способствовать легализации положения мигрантов в странах ЕАЭС.
«Основной целью договора является обеспечение равных прав и гарантий в сфере пенсионного обеспечения, защита приобретенных пенсионных прав трудовых мигрантов и членов их семей на всей территории союза. И главным критерием здесь является соблюдение принципа пропорциональности. А как именно он будет реализован – через параллельные выплаты пенсионными системами государств-членов ЕАЭС или через трансферты – вопрос технического характера. Государства-члены ЕАЭС склоняются в сторону параллельных выплат. В конечном итоге договор должен стимулировать легализацию потоков трудовой миграции в ЕАЭС и поступление соответствующих отчислений трудовых мигрантов в пенсионные фонды стран-реципиентов в полном объеме», – резюмирует Перебоев.
Согласно информации, предоставленной ЕНПФ, с начала года фонд выплатил порядка 7,2 млрд тенге пенсионных накоплений в связи с выездом на постоянное место жительства за пределы РК иностранцам и лицам без гражданства.
«Надо помнить, что одним из обязательных условий для осуществления выплаты пенсионных накоплений из ЕНПФ иностранцам и лицам без гражданства является своевременное прохождение последними процедуры получения разрешения на выезд на постоянное место жительства за пределы РК в территориальном подразделении миграционной полиции органов внутренних дел. При смене гражданства человек обязан закрыть все свои обязательства перед государством и другими гражданами (например, по выплате алиментов, налогов, иных долгов)», – объяснили в ЕНПФ.