Казахстанские власти в последние годы активно двигаются в направлении декларирования доходов населения. На днях вице-министр финансов РК Ардак Тенгебаев отметил, что, согласно законопроекту, под финансовый мониторинг попадут ломбарды, риелторы, ювелиры, лизинговые компании и терминальщики. Игроки этих рынков готовы обнажить свои финансовые потоки, однако не уверены, что закон будет принят в ближайшее время.
В Казахстане необходимо охватить системой финансового мониторинга всех лиц, предоставляющих финансовые услуги. «В связи с этим в перечень включены пять новых субъектов финансового мониторинга. Это лица, осуществляющие лизинговую деятельность без лицензии, ломбарды, лица, осуществляющие операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, ювелирными изделиями из них, а также лица, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, и операторы по приему платежей», – заявил на днях Ардак Тенгебаев.
Политика государства давно ориентирована на всеобщую декларацию доходов, отмечает Нина Лукьяненко, вице-президент Ассоциации риелторов Казахстана. «Однако пока риелторы не знают, о чем именно они должны будут отчитываться органам финансового мониторинга. Так, в настоящее время о сделках с недвижимостью выше определенной суммы риелторы обязаны отчитываться. Они проводят сделки с учетом безопасности и конфиденциальности», – добавляет Лукьяненко.
По ее словам, члены ассоциации были приглашены и вошли в состав рабочей группы по разработке данного законопроекта. Это важно, отмечает она, так как именно специалисты из этой области могут внести предложения по совмещению интересов государственной политики и интересов клиентов.
Константин Горожанкин, президент Ассоциации казахстанского интернет-бизнеса и мобильной коммерции (АКИБ), сообщил, что законопроект поступил в Ассоциацию на прошлой неделе и пока находится на рассмотрении. «Сейчас этот документ изучаем, чтобы внести какие-то предложения. Те компании, которые работают с нами, привыкли работать «вбелую». Не вижу дополнительных проблем с мониторингом работы терминальщиков. В то же время финансовый мониторинг может усложнить работу тех предпринимателей, которые привыкли проводить расчеты в наличной форме», – уточнил он.
Собеседник предположил, что внедрение предложенных корректировок закона может затянуться. «Скорее всего, конечный вариант этого документа будет готов к концу 2015 года. Но это будет зависеть от того, как компании будут реагировать на изменения законодательства, как часто будут менять правила игры. Например, законопроект по электронным деньгам готовился в течение пяти лет. То есть, за это время он редактировался парламентом, рабочей группой, это обычно долгий процесс», – уточнил Константин Горожанкин.
Между тем не все компании, надзор за которыми может быть усилен, участвовали в рабочих группах по разработке законопроекта. «Нас не приглашали к обсуждению этой инициативы. Мы листингуемся на американской торговой площадке NASDAQ, и, соответственно, компания придерживается строгих принципов внутренних ревизионных правил. У нас прозрачная система отчетности, денежных потоков. То, что нашу компанию как оператора могут включить в систему финансового мониторинга, практически ничего не изменит для нас. Мы только приветствуем, если под дополнительный мониторинг попадут, например, ломбарды. Давно уже пора было внедрить финансовый мониторинг некоторых компаний», – пояснил Владимир Ким, директор QIWI Kazakhstan.
Не исключено, что некоторым игрокам рынка все-таки придется лишиться части своих доходов. «Возможно, что внедрение финансового мониторинга может потребовать от компаний, попавших под такой мониторинг, дополнительного предоставления отчетности. А это может потребовать увеличение персонала. Это будет сложнее сделать небольшим организациям, могут возникнуть и другие сложности. Но в любом случае озвученное предложение по мониторингу является правильным. Таким образом, Казахстан становится ближе к западному способу ведения бизнеса и прозрачности», – считает Владимир Ким.