Внедрение системы е-аудита при проведении налоговых проверок

На повестке дня у налоговых органов РК находится рассмотрение внедрения е-аудита

Share
Share
Share
Tweet
Share
Внедрение системы е-аудита при проведении налоговых проверок- Kapital.kz

Причины и преимущества внедрения

На повестке дня у налоговых органов Республики Казахстан находится рассмотрение внедрения электронного налогового аудита, так называемого е-аудита. По определению, е-аудит означает использование компьютерных методов анализа электронной информации, содержащихся в бухгалтерских документах и их источниках, для проверки правильности расчета налогов.

Такая необходимость назрела в связи с высокой загруженностью сотрудников налоговых органов. Так, по данным налоговых органов, в 2009 году было проведено более 30 тыс. внеплановых и плановых налоговых проверок. К 2013 году данный показатель сократился в 2,5 раза. При этом более 85% от общего количества налоговых проверок все еще приходится на проверки по заявлению налогоплательщика на ликвидацию и около 5% составляют проверки по камеральному контролю. Для проведения одной налоговой проверки крупного налогоплательщика задействованы в среднем 5 сотрудников, при этом такие проверки, как правило, затягиваются на сроки свыше 200 дней. Но проверки крупных налогоплательщиков – это лишь 2% от общего количества проверок. Проверки по остальным 98% налогоплательщиков проходят в соотношении «шесть проверок на одного сотрудника». В связи с загруженностью налогового работника сроки по таким проверкам в среднем составляют 100 дней.

Данная статистика показывает, что процесс повышения эффективности использования человеческих ресурсов и сокращения сроков налоговой проверки сегодня еще далек от завершения. Ввиду этого планы внедрения е-аудита для целей проведения налоговых проверок кажутся вполне логичным продолжением данной оптимизации, ведь основным преимуществом е-аудита является сокращение сроков проведения и обеспечение прозрачности налоговой проверки. 

Стоит отметить, что при успешной реализации системы е-аудита сокращение ресурсных расходов будет не только у налоговых органов, но и у налогоплательщика, так как длительность проверки контролирующего органа также ухудшает эффективность работы предприятия в коммерческой среде.

Международный опыт е-аудита

Еще в 2005 году Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала первую версию руководства SAF-T (Standard Audit File – Tax) для проведения электронных проверок. Структура данного документа включает основные аспекты бухгалтерского учета и состоит из главной книги, журналов, счетов к получению, счетов к оплате, регистров платежей, а также регистров основных средств и других активов. 

Введение данного руководства нацелено на создание эффективного и результативного подхода к аудиту за счет единого стандартного документа из систем бухгалтерского программного обеспечения. По сути, система SAF-T – это один из возможных инструментов для проведения е-аудита, то есть электронной проверки.

Среди первых европейских стран, внедривших практику SAF-T, была налоговая администрация Португалии, а с 2008 года SAF-T в этой стране является обязательной системой для всех юридических лиц, ведущих бухгалтерский учет в электронном виде. В список стран, применяющих систему SAF-T, также входят Великобритания, Нидерланды, Швеция и Норвегия. Из стран СНГ лишь Азербайджан использует SAF-T с 2012 года при налоговых проверках крупных налогоплательщиков. 

Интересным является опыт Литовской Республики, которая находится на переходном этапе внедрения е-аудита. С 2012 года там используют электронную налоговую проверку на добровольной основе, а с 2016 года переходят на обязательное предоставление налогоплательщиком электронной отчетности. При этом уже в 2012 году литовским налоговым органам удалось снизить средние показатели сроков налоговой проверки до 18 рабочих дней. Кроме того, трудозатраты предприятия при электронных налоговых проверках снизились в 2 раза по сравнению с трудозатратами при обычных налоговых проверках в этой стране.

Правовая база

В Казахстане внедрение е-аудита планируется в 2016 году с целью проведения налоговых проверок крупных налогоплательщиков. Для успешной реализации этих целей требуется принятие необходимой правовой базы, качественная подготовка системы бухгалтерского учета налогоплательщиков, а также проведение обучающих семинаров для налоговых инспекторов и налогоплательщиков. 

Следует отметить, что за редким исключением большинство стран имеет законодательные права доступа к любым источникам информации, связанной с налогами. В частности, у большинства стран Евросоюза нет закона о банковской тайне, и поэтому приоритет доступа налоговых органов в этих странах к налоговой информации о налогоплательщиках, имеющейся в банках и других финансовых институтах, стоит выше банковской тайны, при соблюдении определенной процедуры получения и сохранения конфиденциальности такой информации.

В связи с этим налоговые органы Казахстана рекомендовали внести изменения в Налоговый кодекс, предусматривающие право органов налоговой службы требовать от налогоплательщика предоставления доступа к просмотру данных программного обеспечения, предназначенного для автоматизации бухгалтерского и налогового учетов. Также запланированы поправки в Налоговый кодекс, предусматривающие обязанность налогоплательщика предоставлять такой доступ при проведении органами налоговой службы налоговых проверок. 

Заключение

Внедрение е-аудита контролирующими органами в эпоху информационных технологий является процессом закономерным. Подобное информационное взаимодействие налоговых органов и налогоплательщиков до и после предоставления налоговой отчетности отвечает их взаимным интересам и будет способствовать сокращению налоговых диспутов и их скорому разрешению. В целом быстрое завершение налоговых проверок – это общая цель как налогоплательщиков, так и налоговых органов. 

Остается только надеяться, что внедрение этой системы будет безболезненным и будет основываться на практике ведущих стран в области е-аудита. В свою очередь налогоплательщикам нужно быть в курсе предстоящих новых систем и поддерживать автоматизацию своих учетов на максимально возможном уровне.

Нариман Мухсанов, менеджер департамента консультирования по налогообложению и праву «Делойт» в Каспийском регионе

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.