Причины и преимущества внедрения
На повестке дня у налоговых органов Республики Казахстан находится рассмотрение внедрения электронного налогового аудита, так называемого е-аудита. По определению, е-аудит означает использование компьютерных методов анализа электронной информации, содержащихся в бухгалтерских документах и их источниках, для проверки правильности расчета налогов.
Такая необходимость назрела в связи с высокой загруженностью сотрудников налоговых органов. Так, по данным налоговых органов, в 2009 году было проведено более 30 тыс. внеплановых и плановых налоговых проверок. К 2013 году данный показатель сократился в 2,5 раза. При этом более 85% от общего количества налоговых проверок все еще приходится на проверки по заявлению налогоплательщика на ликвидацию и около 5% составляют проверки по камеральному контролю. Для проведения одной налоговой проверки крупного налогоплательщика задействованы в среднем 5 сотрудников, при этом такие проверки, как правило, затягиваются на сроки свыше 200 дней. Но проверки крупных налогоплательщиков – это лишь 2% от общего количества проверок. Проверки по остальным 98% налогоплательщиков проходят в соотношении «шесть проверок на одного сотрудника». В связи с загруженностью налогового работника сроки по таким проверкам в среднем составляют 100 дней.
Данная статистика показывает, что процесс повышения эффективности использования человеческих ресурсов и сокращения сроков налоговой проверки сегодня еще далек от завершения. Ввиду этого планы внедрения е-аудита для целей проведения налоговых проверок кажутся вполне логичным продолжением данной оптимизации, ведь основным преимуществом е-аудита является сокращение сроков проведения и обеспечение прозрачности налоговой проверки.
Стоит отметить, что при успешной реализации системы е-аудита сокращение ресурсных расходов будет не только у налоговых органов, но и у налогоплательщика, так как длительность проверки контролирующего органа также ухудшает эффективность работы предприятия в коммерческой среде.
Международный опыт е-аудита
Еще в 2005 году Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала первую версию руководства SAF-T (Standard Audit File – Tax) для проведения электронных проверок. Структура данного документа включает основные аспекты бухгалтерского учета и состоит из главной книги, журналов, счетов к получению, счетов к оплате, регистров платежей, а также регистров основных средств и других активов.
Введение данного руководства нацелено на создание эффективного и результативного подхода к аудиту за счет единого стандартного документа из систем бухгалтерского программного обеспечения. По сути, система SAF-T – это один из возможных инструментов для проведения е-аудита, то есть электронной проверки.
Среди первых европейских стран, внедривших практику SAF-T, была налоговая администрация Португалии, а с 2008 года SAF-T в этой стране является обязательной системой для всех юридических лиц, ведущих бухгалтерский учет в электронном виде. В список стран, применяющих систему SAF-T, также входят Великобритания, Нидерланды, Швеция и Норвегия. Из стран СНГ лишь Азербайджан использует SAF-T с 2012 года при налоговых проверках крупных налогоплательщиков.
Интересным является опыт Литовской Республики, которая находится на переходном этапе внедрения е-аудита. С 2012 года там используют электронную налоговую проверку на добровольной основе, а с 2016 года переходят на обязательное предоставление налогоплательщиком электронной отчетности. При этом уже в 2012 году литовским налоговым органам удалось снизить средние показатели сроков налоговой проверки до 18 рабочих дней. Кроме того, трудозатраты предприятия при электронных налоговых проверках снизились в 2 раза по сравнению с трудозатратами при обычных налоговых проверках в этой стране.
Правовая база
В Казахстане внедрение е-аудита планируется в 2016 году с целью проведения налоговых проверок крупных налогоплательщиков. Для успешной реализации этих целей требуется принятие необходимой правовой базы, качественная подготовка системы бухгалтерского учета налогоплательщиков, а также проведение обучающих семинаров для налоговых инспекторов и налогоплательщиков.
Следует отметить, что за редким исключением большинство стран имеет законодательные права доступа к любым источникам информации, связанной с налогами. В частности, у большинства стран Евросоюза нет закона о банковской тайне, и поэтому приоритет доступа налоговых органов в этих странах к налоговой информации о налогоплательщиках, имеющейся в банках и других финансовых институтах, стоит выше банковской тайны, при соблюдении определенной процедуры получения и сохранения конфиденциальности такой информации.
В связи с этим налоговые органы Казахстана рекомендовали внести изменения в Налоговый кодекс, предусматривающие право органов налоговой службы требовать от налогоплательщика предоставления доступа к просмотру данных программного обеспечения, предназначенного для автоматизации бухгалтерского и налогового учетов. Также запланированы поправки в Налоговый кодекс, предусматривающие обязанность налогоплательщика предоставлять такой доступ при проведении органами налоговой службы налоговых проверок.
Заключение
Внедрение е-аудита контролирующими органами в эпоху информационных технологий является процессом закономерным. Подобное информационное взаимодействие налоговых органов и налогоплательщиков до и после предоставления налоговой отчетности отвечает их взаимным интересам и будет способствовать сокращению налоговых диспутов и их скорому разрешению. В целом быстрое завершение налоговых проверок – это общая цель как налогоплательщиков, так и налоговых органов.
Остается только надеяться, что внедрение этой системы будет безболезненным и будет основываться на практике ведущих стран в области е-аудита. В свою очередь налогоплательщикам нужно быть в курсе предстоящих новых систем и поддерживать автоматизацию своих учетов на максимально возможном уровне.
Нариман Мухсанов, менеджер департамента консультирования по налогообложению и праву «Делойт» в Каспийском регионе