Нацбанк фиксирует отток депозитов. Понятно, что банки второго уровня хотят работать в идеальных условиях: когда депозитная база только растет, и этот внутренний поток ликвидности дает им возможность смело смотреть в день завтрашний. Поэтому банки должны самостоятельно выработать стратегию выживаемости, а не надеяться на государство.
Так, недавно СМИ со ссылкой на Национальный банк Казахстана сообщили, что казахстанцы стали чаще снимать депозиты. На 1 декабря 2014 года в отечественных банках находилось вкладов на сумму 11 трлн 693,998 млрд тенге. Тогда как в октябре 2014 года общая сумма вкладов насчитывала 12 трлн 276,223 млрд тенге – максимальное значение за 2014 год.
Согласно данным регулятора, отток депозитов начался в ноябре 2014 года. Всего за отчетный период насчитывалось 11 трлн 752,291 млрд тенге.
При этом казахстанцы вновь отдают предпочтение валютным депозитам. На 1 декабря 2014 года вклады в инвалюте составили 6 трлн 496,270 млрд тенге, в нацвалюте – 5 трлн 197,728 млрд тенге. Кроме этого, регулятор отмечает, что переводимые депозиты в нацвалюте насчитывают 3 трлн 339,311 млрд тенге.
Переводимые депозиты в инвалюте – 1 трлн 646,078 млрд тенге. Некоторые российские эксперты связывают отток депозитов с резким ослаблением рубля в России по отношению к доллару и возникшим в связи с этим ажиотажным спросом со стороны казахстанцев на подешевевшие автомобили и технику РФ. Напомним, что, после того как российский рубль начал стремительно дешеветь по отношению к доллару, курс рубля в Казахстане достигал 2 тенге за рубль.
Для начала посмотрим на динамику рубль-доллар на сайте Центрального банка России.
Так вот на 1 октября 2014 года курс составлял 39,3, на 15 октября – 40,5, на 1 ноября - 41,9, на 15 ноября – 47,3 рубля за доллар.
Естественно, такая быстрая динамика обесценивания российского рубля в условиях, когда казахстанский тенге держался на уровне 182-183 тенге за доллар, привела к тому, что недвижимость, автомобили и бытовая техника в России стала стоить в 1,5-2 раза дешевле, чем в Казахстане. Естественно, сначала сами россияне стали массово снимать депозиты и пытаться приобрести как можно больше товаров. Тем самым они стремились хоть как-то избавиться от стремительно теряющего покупательную способность рубля. Это вызвало в России банковский кризис, до настоящего времени прикрытый массой ликвидности, которую российские власти закачали в банки. Естественно, сначала жители северных приграничных регионов, а позже практически все казахстанцы стали снимать депозиты и массово закупать в России недвижимость, товары длительного пользования и автомобили.
Так как покупки крупные, то и отток депозитов стал более-менее заметен.
Скажу больше, отток депозитов из казахстанских банков продолжается, и он будет еще более стремительным, чем сегодня.
И причиной всему – обесценивание российского рубля, динамика которого до сих пор остается понижающей. Сначала во всем винили цены на нефть, которые стремительно падали. Потом – санкции, которые ввел Запад. Теперь, когда цены на нефть то падают, то растут, а рубль все равно падает, надо признать эффективность западных санкций.
Судя по тому, что сейчас происходит на Донбассе, и по тому, что российское руководство не собирается отступать, падение российского рубля будет происходить довольно долго и в ближайшее время не стабилизируется.
На фоне всех этих проблем можно понять поведение казахстанских властей. Они могли провести девальвацию тенге еще осенью, но тогда никто толком не знал, когда рубль стабилизируется. Они могли провести девальвацию еще зимой, но и тогда никто не знал, на каких конкретно значениях остановится рубль. Они могут провести девальвацию весной 2015 года, но и тогда нет никаких четких и ясных прогнозов по курсу рубля.
Поэтому Казахстан выбрал выжидательную тактику. Если провести девальвацию на малые значения, она может оказаться бесполезной и потребует через некоторое время повторной девальвации. Если провести девальвацию на большие значения, будет социальный взрыв, который будет угрожать стабильности страны.
Усилия главы Казахстана предоставить Астану в качестве площадки для переговоров по стабилизации ситуации в Украине до настоящего времени не увенчались успехом. А ведь именно Казахстан, ну и Беларусь, заинтересованы, чтобы война в Украине была прекращена. Экономики обеих стран - партнеров по Евразийскому экономическому союзу испытывают сильнейшее давление со стороны разваливающейся российской экономики.
Поэтому отток депозитов из казахстанских банков на фоне слабеющего рубля и крепчающего тенге будет только усиливаться.
Угрозы серьезные
Казахстанские банки крайне несамостоятельны, и потому решение любых проблем они ждут от государства.
Это очень напоминает то, что сейчас происходит на автомобильном рынке. Дилеры, которые остались со старыми ценниками в ситуации, когда их российские коллеги из-за слабеющего рубля стали больше продавать и все больше прихватывать казахстанский рынок (казахстанцы сами едут в Россию, чтобы приобрести новые и подержанные автомобили), теперь ждут помощи от государства. Сначала были ограничения по Евро-4, потом пошли разговоры о том, чтобы ввести временный запрет (в рамках ЕАЭС нельзя вводить ограничения) на ввоз автомобилей из России и Беларуси.
В настоящее время идет активное лоббирование временного запрета.
Но даже если казахстанская делегация договорится с российской стороной о введении временного запрета, то тем самым Казахстан сам добровольно откроет ящик Пандорры. Такие же льготы захотят получить и кондитеры, и фармпроизводители, и молочники. Все.
Между тем ясно, что ситуацию могли выправить сами казахстанские дилеры. Привязать свои ценники к российскому рублю и держать цены на уровне российских. Как недавно предлагал глава «Астана груп» Нурлан Смагулов.
Так же и с казахстанскими банками. Они могли бы ставку по депозитам повышать по мере того, как слабеет рубль. Да, часть клиентов, которые захотели срочно приобрести на выгодных условиях недвижимость, автомобили и бытовую технику из России, депозиты снимут, но часть клиентов все равно придет. Тогда и динамика оттока депозитов станет вполне приемлемой.
Сегодня на казахстанском рынке наступила опасная пора. Если автодилеры все же продавят временный запрет на ввоз автомобилей из России и Беларуси, тогда все покатится по наклонной. В очередь к властям выстроятся все остальные. А введение других временных запретов приведет к полной дискредитации идеи ЕАЭС как таковой.
Да, отток депозитов из казахстанских банков ценой временных запретов можно приостановить. Но готовы ли казахстанские власти, по сути, отказаться от своего главного детища – ЕАЭС?