Чтобы успешно провести налоговую амнистию, нужно чтобы государству поверили. В противном случае, власти формально проведут амнистию, а граждане формально ею воспользуются.
Как сообщили недавно казахстанские СМИ, названы условия налоговой амнистии. Для этого приняты поправки по вопросам налогообложения. Планируются изменения и дополнения в Налоговый кодекс.
Все это нужно для совершенствования налоговой политики и налогового администрирования. Предусматривается и списание задолженностей.
«Для развития и расширения бизнеса предлагается проведение налоговой амнистии путем освобождения от пени и штрафов, предусматривающее списание сумм пеней, числящихся на лицевых счетах налогоплательщиков по состоянию на 1 января 2014 года и неуплаченных по состоянию на 1 октября 2014 года», – объяснил министр национальной экономики РК Ерболат Досаев.
Он также отметил, что налоговая амнистия не распространяется на крупных налогоплательщиков, состоящих на республиканском мониторинге. А также на тех, кто работает в сфере недропользования, игорного бизнеса и производства подакцизных товаров. Законопроект предусматривает совершенствование и улучшение условий налогообложения в специальных экономических зонах и организаций, связанных с проведением в Казахстане международной выставки ЭКСПО-2017.
Для начала…
Для начала нужно посмотреть, как, например, Россия провела налоговую амнистию. И как она потом сказалась на России.
Так, в конце 2007 года Россия провела налоговую амнистию на общую сумму задолженности в 36 млрд. рублей за период до 2009 года. Она коснулась, как заявил РБК управляющий партнер юридической компании «Пепеляев групп» Сергей Пепеляев, 33 млн. россиян.
«Амнистия касается только граждан, физических лиц, причем граждан, которые не действуют в качестве предпринимателей. Предпринимательских налогов это не касается, предприятий это тоже не касается», - сообщил он.
В 2007 году Россия провела амнистию для доходов, с которых не были уплачены налоги. Закон «Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами» предлагал гражданам «упрощенный порядок декларирования доходов». То есть без представления документов о видах и источниках доходов. До 1 января 2008 года любой владелец получал право уплатить 13% от незадекларированных доходов, полученных до 2006 года. Однако результаты амнистии оказались более чем скромными - в бюджет было перечислено налогов на 3,7 млрд. рублей.
В принципе, налоговая амнистия должна была стимулировать россиян аккуратно платить налоги. Так оно поначалу и было. Прирост налоговых сборов наблюдался в 2010 году (+22% по отношению к 2009-му) и в 2011-м (+26% по отношению к 2010-му).
Потом снова возникли проблемы. В 2012 году рост налоговых поступлений составил лишь 13%. Результаты первого квартала 2013 года еще более скромные - 5,6% по отношению к тому же периоду 2012-го.
Дальше – больше. Так, руководитель Федеральной налоговой службы России Михаил Мишустин на встрече с Владимиром Путиным в резиденции «Ново-Огарево» отметил, что за первое полугодие 2013 года в бюджет было перечислено 5,433 трлн. рублей, что на 0,5% меньше, чем за тот же период 2012 года.
Причем, ситуация вполне даже понятная - острый дефицит доверия к власти. Налогоплательщики не очень обременяют себя уплатой налогов, считая, что их (налоги) все равно разворуют.
Отсюда и скромные показатели налоговых амнистий. Компании, уводя в теневой сектор прибыль, оптимизирует налоговые платежи, и кровно заинтересован в том, чтобы платить часть зарплаты «в конвертах». Налогоплательщик, получая часть зарплаты «в конвертах», безусловно, также недоплачивает налоги.
А теперь…
А теперь вернемся к ситуации в нашей стране. Налоговая амнистия, которую предлагает провести министр национальной экономики РК Ерболат Досаев, преследует цель вывести из оффшорных зон капиталы, сделать все возможное, чтобы они работали на казахстанскую экономику. Такие благородные цели можно только приветствовать.
16 июня 2014 года на координационном совете генеральный прокурор РК Асхат Даулбаев привел устрашающую статистику, согласно которой за последние 10 лет из Казахстана в оффшорные зоны вывезено свыше 140 млрд. долларов.
По его словам, только в 2013 году из страны вывели порядка 200 млн. долларов.
«Из 149 материалов о невозврате валюты, направленных подразделением Нацбанка в финансовую полицию, лишь по 16 возбуждены уголовные дела», - отметил Асхат Даулбаев.
Кстати, и этот факт также стал одной из причин упразднения данной (финполиции) структуры.
«За период с 2010 по 2013 годы Комитетом финансового мониторинга обработано около 3,5 млн. сообщений о сомнительных операциях. 70% из них связаны со снятием с банковских счетов крупных денежных средств на общую сумму почти 30 трлн. тенге. При этом в правоохранительные органы для проверки они направили лишь 423 информации, по ним возбуждено только 90 уголовных дел. Работа уполномоченных органов по обеспечению репатриации валюты из-за границы организована не на должном уровне», - продолжил генпрокурор.
Есть и готовые схемы вывода капитала. Об одной из них рассказал заместитель председателя республиканского тогда еще финпола Айвар Боданов. Он отметил, что в последнее время наметилась тенденция оттока капитала по схеме, когда компания из Казахстана выступает якобы посредником и перечисляет за рубеж денежные средства за поставку товаров в другие страны.
Понятно, что этот процесс вывоза капитала из страны, если даже невозможно прекратить, но можно минимизировать. Это примерно то же самое, что и с коррупцией. Уничтожить нельзя, но можно с помощью антикоррупционных механизмов минимизировать.
Но налоговую амнистию в Казахстане нельзя проводить как самоцель. Ничего, кроме ослабления платежной дисциплины и стимулирования иждивенческих настроений, она не даст.
Как и в России, такая амнистия ни к чему не приведет. Так, после кризиса на Кипре в России задумались над тем, чтобы провести еще одну налоговую амнистию. Мол, она бы способствовала возврату вывезенных из страны капиталов. Цель – деоффшоризация российской экономики.
Однако пока в России остерегаются, и о налоговой амнистии на время забыли. Кризис, присоединение Крыма, дестабилизация обстановки на Донбассе, и последовавшие вслед за этим санкции отодвинули вопрос налоговой амнистии на задний план. И потом, все помнят результаты налоговой амнистии 2007 года.
Поэтому, для успеха налоговой амнистии нужно доверие граждан к государству.