Внедрение в Казахстане бесконтактных платежей через карты MasterCard PayPass происходит не так динамично, как в других странах. Основываясь на личном опыте могу сказать, что в магазинах приходится сталкиваться с такой проблемой, что определенные торговые сети затрудняются принимать бесконтактные карты. Об этом на круглом столе «Бизнес модель провайдера платежных услуг для банков и торговых точек» заявили в представительстве MasterCard в Казахстане, передает корреспондент делового портала Kapital.kz.
«Есть сегменты, которые в достаточной степени не охвачены карточными платежами. В Казахстане таким огромным блоком являются представители малого и среднего бизнеса (МСБ). Для МСБ в силу разных причин удобнее оплачивать и совершать все свои операционные расходы и продажи через наличность. Мы делаем шаги для освоения этого сегмента. С нашей точки зрения, для того чтобы улучшить качество приема безналичных платежей необходимо использовать инструменты, которые бы сделали платеж посредством карты более доступным и более технологичным. Одним из инструментов, который сможет этому способствовать – это внедрение бесконтактной технологии через карты MasterCard PayPass», - считают в представительстве MasterCard в Казахстане.
При этом в компании отметили, что для развития рынка бесконтактных платежей только внедрение технологий недостаточно. «Необходимо проводить определенную образовательную работу. Внедрение в Казахстане бесконтактных платежей через карты MasterCard PayPass происходит не так динамично, как в других странах. Основываясь на личном опыте, могу сказать, что в магазинах приходится сталкиваться с такой проблемой, что определенные торговые сети затрудняются принимать бесконтактные карты. Несмотря на то, что банк принимает очень большие усилия для обучения кассиров, порой эти усилия становятся практически бесполезными. Так, в определенных торговых сетях текучка кадров составляет 100% в год. То есть те кассиры, которые были обучены уходят, в итоге приходят новые кассиры и их обучение которое заключается в том чтобы донести как работать с бесконтактными картами приходится начинать заново», - отметили в представительстве MasterCard в Казахстане.
Как считают в компании, наибольшего эффекта в обучении персонала можно достигнуть через использование бесконтактных карт кассирами, которые могут выступить покупателями. «Существует очень много путаных вещей. Например, при осуществлении платежа через бесконтактную карту не требуется подпись покупателя и это подтверждено соответствующим нормативом Нацбанка РК. Тем не менее, банки опасаются говорить об этом предпринимателям, потому что если бизнесмену сказать, что подпись не требуется, то он вообще не будут ее требовать и это вызовет другие проблемы. Предпринимателям очень трудно разобраться и понять разницу между контактными и бесконтактными картами. Поэтому мы понимаем, что важным элементом является обучение. Причем обучение включает в себя полный спектр, это как обучение сотрудников банка, так и обучение людей, непосредственно принимающих бесконтактные карточки», - подчеркнули в представительстве платежной системы в Казахстане.
В компании также обратили внимание, что развитие безналичных платежей можно стимулировать и через лояльные программы. «Клиент, перед которым стоит выбор платить картой или наличностью, должен понимать, что если он оплатит за покупку картой, то он получит какие-то привилегии. Например, на его карточку может возвратиться часть средств, потраченных на оплату за товар. Еще один вариант – накопление бонусов. В этом случае несомненно вероятность того что покупатель расплатиться не наличностью, а картой существенно увеличивается», - считают в представительстве MasterCard в Казахстане.
В представительстве платежной системы подчеркнули, что в Казахстане магазины у дома в недостаточной степени охвачены безналичными платежами. «Это те точки, где предпринимателям можно было бы принять на вооружение технологию бесконтактных платежей. В настоящее время картами с устройством PayPass пользуются в 63 странах, порядка 2 трлн. торговых точек по всему миру принимают карты с такой технологией. Опыт Польши является показательным, так проникновение бесконтактных платежей в этой стране достигает 50%. Грузия превысила 10%-ный порог, в Украине также прослеживается заметное проникновение бесконтактных технологий», - проинформировали в компании.
В представительстве платежной системы пояснили, что применение технологии бесконтактных платежей может активизировать держателей карт. «По исследованию, которое было проведено в Польше, было выявлено что человек, использующий карту с технологией PayPass резко увеличивает объем безналичных платежей. Перед банками Казахстана сейчас основная задача заключается в том, чтобы смахнуть пыль с карточки и мотивировать клиентов использовать карту не только для снятия наличности через банкоматы, но и способствовать использованию карт для оплаты за покупки. По нашему мнению, бесконтактные карты один из инструментов, который поможет исправить ситуацию. Так, по итогам проведенного исследования в Польше было установлено, что использование технологий PayPass за год увеличило безналичный оборот на 24%. Это наглядный пример того, что бесконтактные технологии это также инструмент, который позволяет банкам увеличивать обороты и соответственно прибыль», - подчеркнули в представительстве MasterCard в Казахстане.
Отметим, что PayPass — это технология бесконтактных платежей, которой оснащены банковские карты. По технологии PayPass для оплаты товара достаточно просто приложить карту со специальным встроенным микропроцессором к терминалу.