В ближайший год Государственное кредитное бюро не сможет «стартануть». Об этом журналистам сообщил генеральный директор ТОО «Первое кредитное бюро» Руслан Омаров, передает корреспондент делового портала Kapital.kz.
«В 2011 году в рамках Закона о минимизации рисков были внесены изменения, в которых была обозначена инициатива о создании Государственного кредитного бюро. В сентябре 2012 года Государственное кредитно бюро было зарегистрировано Министерством юстиции. Сейчас уже апрель 2014 года и на текущий момент Государственное кредитное бюро еще не запущено. Оно не готово к работе, там полностью поменялась команда. Мы понимаем, что Государственное кредитное бюро в ближайший год не сможет стартануть», - отметил Омаров.
Как подчеркнул собеседник, государство потратило достаточно много денег на создание Государственного кредитного бюро. «Было выделило 500 млн. тенге на уставный капитал бюро, но результатов пока нет. Для чего было создано Государственное кредитное бюро мы не понимаем. Национальный банк РК как регулятор анонсирует это тем, что нужна эталонная база кредитных историй. Но у Нацбанка РК уже есть полная база кредитных историй – это государственный кредитный регистр. В государственный кредитный регистр начиная с 1993 года поступает вся информация по всем кредитам, выданным в Казахстане. Соответственно эта информация вся есть у нашего регулятора, он может получать как аналитику, так и статистику и применять какие-то меры в случае если банк нарушает какие-то показатели», - сообщил Омаров.
По словам собеседника, Первое кредитное бюро обсуждало вопрос создания Государственного кредитного бюро в администрации президента. «В итоге мы доказали, что по сути Государственное кредитное бюро дублирует функции государственного кредитного регистра. В связи с этим было дано несколько поручений Нацбанку РК. Первое – уровнять в правах все кредитные бюро в Казахстане. То есть теперь не будет преференций у Государственного кредитного бюро. Теперь все кредитные бюро, если Государственное кредитное бюро останется, будут равны. Банки будут предоставлять информацию во все кредитные бюро. Второй основной момент – решить вопрос по дублированию функций Государственного кредитного бюро и государственного кредитного регистра. Каким образом Нацбанк РК решит этот вопрос, оставит кредитный регистр, потому что он уже работает или все-таки продолжит развитие Государственного кредитного бюро – мы пока не знаем. Срок исполнения этого поручения администрация президента установила для Нацбанка 1 сентября. Мы надеемся, что до этой даты этот вопрос окончательно разрешится», - проинформировал Омаров.
При этом эксперт уточнил, под преференциями у Государственного кредитного бюро предполагалось, что в данное бюро информация должна была поступать в обязательном порядке. «В частые кредитные бюро банки и другие поставщики информации могли предоставлять информация на добровольной основе, по усмотрению. Это была основная проблема, поскольку сейчас мы выравниваем наши права с Государственным кредитным бюро, то думаю, что этих проблем уже не будет. В обязательном порядке некоторые игроки финансового рынка должны были предоставлять информацию в Государственное кредитное бюро с марта 2013 года. По закону Государственное кредитное бюро должны были запустить именно тогда, но не запустили. Поскольку Государственное кредитное бюро до сих пор не функционирует, то участники финансового рынка работают с нами, другого источника данных у них нет», - считает Омаров.
Омаров уточнил, что согласно законодательству в Государственное кредитное бюро будут обязаны предоставлять информацию лишь некоторые игроки финансового рынка.
«Закон о минимизации рисков регулирует предоставление информации в Государственное кредитное бюро обязательными поставщиками. К обязательным поставщикам относятся банки, лизинговые компании, ипотечные организации, с 2016 года список пополниться микрофинансовыми организациями. Существует идея, что кредитные бюро помимо того, что должно будет собирать информацию от обязательных поставщиков, будет привлекать и необязательных поставщиков информации. То есть производить сбор информации от коммунальных служб, телекоммуникационных компаний, получать информацию по оплате за кабельное телевидение, интернет и прочее», - пояснил Омаров.
Между тем, как подчеркнул собеседник, даже если будет запущено Государственное кредитное бюро, конкуренция сохранится. «Помимо основных продуктов, которые предоставляет Первое кредитное бюро, например кредитные отчеты, кредитные бюро могут конкурировать на уровне дополнительных продуктов. За последний год нами было реализовано очень много продуктов, таких как аппликационный скоринг, поведенческий скоринг. Мы запустили мониторинг клиентов для банков. Этими новыми продуктами мы и отличаемся от любого другого кредитного бюро, которое могут создать. Банки должны оценивать кредитное бюро уже по этим продуктам. Понятно, что в рамках основных продуктов при одной и той же обязательной базе поставщиков разницы в данных между одним кредитным бюро и другим практически не будет. Если создастся несколько кредитных бюро, то банки уже будут выбирать с кем работать. В России функционирует 33 кредитных бюро, банк обязан работать с одним из этих кредитных бюро. В данном случае кредитные бюро конкурируют на уровне сервисов и качества данных», - отметил Омаров.
Первое кредитное бюро охватывает более 60 поставщиков информации. «Из них порядка 40-ка обязательных поставщиков и порядка 20-ти не обязательных, которых мы привлекли за время работы», - подчеркнул Омаров.
Собеседник обращает внимание на то, что коммунальные службы пока не так активно идут на контакт, как хотелось бы.
«Мы надеемся на то, что нас услышат коммунальные предприятия и они начнут с нами работать. С компаниями, обеспечивающими доступ к телевидению и коммуникациям в целом тоже есть определенные проблемы – они пока не понимают как использовать информацию, которая находится в Первом кредитно бюро. Но думаю, что придет время и они к нам подключатся. Где-то два месяца назад на новостных сайтах проходила информация, что задолженность казахстанцев по коммунальным платежам составляет более 5 млрд. тенге. По недобросовестным потребителям коммунальных услуг информацию можно передавать в кредитное бюро без их согласия, если просрочка составляет свыше 180 дней. И соответственно потребители уже сами будут заботиться о том, чтобы не попадать в просрочку, потому что иначе испортиться их кредитная история. Иначе они не смогут получить кредит в последующем», - отметил Омаров.
ТОО «Первое кредитное бюро» было образовано 2 сентября 2004 года семью банками второго уровня Казахстана, крупной казахстанской финансовой организацией и исландской компанией CreditInfo. «Первое кредитное бюро» первое в Казахстане кредитное бюро, которое осуществляет централизованный сбор, хранение и процессинг информации, а также формирование кредитных историй и выдачу кредитных отчетов. База данных бюро насчитывает более 6 млн. кредитных историй, содержащих информацию о более чем 21,4 млн. кредитных контрактов.