Цена не является определяющим фактором при принятии решении проводить аудит компании, либо нет. Об этом в эксклюзивном интервью корреспонденту делового портала Kapital.kz заявил директор по аудиту аудиторской компании Deloitte Роман Саттаров.
«Для принятия решения брать ли компанию на аудит потенциальному клиенту необходимо пройти определенные процедуры. Рассматривается много вопросов, в том числе насколько руководство компании-клиента является честным, можем ли мы доверять ему и предоставленной информации. Если мы видим, что топ-менеджмент компании ранее был не совсем добросовестным в тех или иных вопросах, то, как правило, мы не принимаем таких клиентов на аудит», - отметил Саттаров.
Также собеседник отметил, что аудиторы обращают внимание даже на открытость компаний перед СМИ.
«Перед тем как взять компанию на аудит мы анализируем ее топ-менеджмент, политику, которой он придерживается, изучаем какая атмосфера присутствует в компании. Также очень важно насколько компания честна со своими сотрудниками, с прессой, с третьими лицами, какие санкции организация применяет к тем людям, которые допустили мошенничество или несоответствуют кодексу этики, есть ли вообще кодекс этики. На основе этих критериев принимается решение стоит ли нам рисковать репутацией и работать с компанией, которые имеют сомнительный имидж. Анализ клиента проводится до подписания контракта по аудиту», - проинформировал Саттаров.
При этом в аудиторской компании заявили, что стоимость услуг по аудиту в Deloitte напрямую будет зависеть от времени, потраченного на аудит.
«Аудит может обойтись дешевле для тех компаний, которые предоставляют финансовую отчетность высокого качества, делают все раскрытия по информации в необходимые сроки. Компаниям, которые более закрыты, аудит может стоить дороже, потому что нам потребуется больше времени для изучения ее финансовой отчетности. Несомненно, что те компании, с которыми мы работаем или ведем переговоры, предоставляют все необходимую информацию. Но эта информация бывает различного качества, может предоставляться не в указанные сроки», - сообщил Саттаров.
Аудиторские компании действительно делают скидки своим клиентам. Например, «Альянс банку» удалось договориться с аудиторской компанией KPMG предоставить 13%-ную скидку на проведение аудита. Ранее KPMG предлагал банку цену за свои услуги в размере 44 млн. тенге в год (132 млн. тенге за 3 года). С учетом скидки, банк снизил свои трехлетние аудиторские расходы до 114 млн. тенге. В Протоколе общего годового собрания акционеров «Альянс банка» от 30 мая 2013 года также были приведены ценовые предложения других аудиторских компаний большой четверки. Компания Ernst&Young за трехлетний аудит запросила 117 млн. тенге, PricewaterhouseCoopers -103 млн. 360 тыс. тенге.
Роман Саттаров не исключил, что стоимость аудиторских услуг международных аудиторских компаний в 2014 году может вырасти. Так, как отметил собеседник, на удорожание аудита может повлиять недавняя 20%-ная девальвация. «Как правило, у аудиторской компании есть расходы в иностранной валюте — это могут быть платежи материнской компании или аренда офиса. Недавняя девальвация может привести к тому, что расходы аудиторов в тенговом эквиваленте могут вырасти. Соответственно, чтобы поддержать маржу на прежнем уровне аудиторам придется увеличить стоимость своих услуг», - считает Саттаров.
Пока в Казахстане банки и другие компании могут пользоваться услугами одной аудиторской компании не ограниченное количество лет.
«За исключением страховых компаний. Страховщики могут пользоваться услугами одной аудиторской компании не более 7 лет подряд. Так, если компания аудируется у определенного аудитора 7 лет, то на следующий год ей нужно будет поменять аудитора. В Европейском союзе рассматривается вопрос о введении ограничений на использование услуг одного аудитора не более 10-24 лет. В Казахстане вопрос об ограничении на использование аудиторских услуг пока не поднимался. Мы одобряем изменения, которые будут способствовать улучшению качества аудита. Но если говорить о возможном введении ограничений по срокам аудита в рамках одной компании, то мы считаем, что оно не совсем обосновано. Это изменение при его реализации вряд ли приведет к повышению качества аудита и улучшению финансовой отчетности в целом», - считает Роман Саттаров.
У многих банков сотрудничество с одной аудиторской компании может достигать 5 лет. Например, KPMG проводил аудит «Евразийского банка», «Цеснабанка» последние 5 лет (с 2008 по 2012 годы). «АТФБанк» и «Альянс банк» последние 4 года проходят аудит в KPMG (c 2009 по 2012 год). «БТА Банк» последние 5 лет аудирует Ernst&Young. ДБ «Сбербанк России» компания Ernst&Young аудирует последние 3 года (2010-2012 годы). Deloitte несколько лет подряд аудирует «Казкоммерцбанк», «Банк ЦентрКредит», Kaspi bank, и «Народный банк» (с 2008 по 2012 годы).
Между тем, по словам Саттарова, законодательная база по аудиту в Казахстане будет корректироваться.
«Министерство финансов РК в настоящее время проводит работу по совершенствованию Концепции по аудиту. До конца 2014 года ожидается внесение изменений в Закон РК «Об аудиторской деятельности». При Министерстве финансов РК создана рабочая группа, которая планирует в течение этого года обсуждать какие изменения будут введены в законодательство по аудиторской деятельности. Возможно, будут внесены изменения в отношении проверок качества проведения аудита. Так, регулятор может быть привлечен в наблюдательные органы, которые будут осуществлять контроль над аудиторскими проверками. Это одно из предложений, которое было озвучено в рамках разработки Концепции», - проинформировал Саттаров.
По его словам, количество профессиональных организаций на рынке аудита может снизиться. «В настоящее время на рынке аудита существует 3 аккредитованные профессиональные организации. В соответствии с Законом РК «Об аудиторской деятельности» аудиторские организации должны быть членами одной из трех организаций. Возможно, в законодательство могут быть внесены изменения, которые уменьшат количество таких профессиональных организаций», - резюмировал Саттаров.