Политолог Марат Шибутов отверг версию о том, что девальвация была предпринята, чтобы отвлечь мнение общественности от более важных политических событий в стране, в частности, от предстоящих кадровых перестановок.
«На мой взгляд, деньги у нас более важный вопрос, чем кадры. Обычно у нас политические вещи служат отвлекающими маневрами перед экономическими действиями. И в этот раз все также случилось. Я еще в прошлом году, 24 декабря писал на своем блоге на одном из информационных сайтов, что в этом году будет девальвация и доллар будет стоить 180 тенге. Потом видя инициативы в области политики, еще 6 февраля в своем твиттере я предупредил о том, что лучше поменять тенге в СКВ. Так оно и вышло. Население стало на 20% беднее, экспортеры стали на 20% богаче», – подчеркнул политолог Марат Шибутов.
По словам экономического обозревателя Дениса Кривошеева, девальвация, традиционно ударит по всем, кроме локального производителя, которому даст преимущества, но лишь в краткосрочной перспективе.
«Если власти надеются на девальвационный эффект сравнимый с 1998 годом, то зря! Экономике в текущем моменте расти некуда. Все имеющиеся мощности освоены, новых – нет. Производству расти некуда. Инфляция будет сказочной. Ее попытаются скрыть за падением цен на товары низкого спроса, например, за падением цен на стройматериалы и недвижимость, но реальная инфляция к концу года будет порядка 20%.
Цены взлетят потому, как мы живем на импорте, а собственное обеспечение – не более 10%. Упадет эффективность налогов, за 4ый квартал и годовых. Упадет стоимость обязательств по пенсионной системе. Если курс установится на отметке 185, то нас обокрали снова на 20%. Но по общей обстановке и имеющимся предпосылкам, доллар должен стоить 250-270. Это и может запустить экономику и то, я бы засомневался и причина сомнений, полная зависимость от импорта», – считает Денис Кривошеев, который еще с лета предрекал девальвацию тенге в Казахстане.