Заемщикам, у которых есть проблемные кредиты, не следует пользоваться услугами посредников. Об этом деловому порталу Kapital.kz сообщили в пресс-службе Национального банка РК.
Все чаще заемщики, которые по разным причинам не могут погашать кредит, для урегулирования проблем с банками прибегают к услугам посредников. Эти посредники за определенную плату обещают: списать остаток задолженности перед банком, сумму пени, снизить размер вознаграждения, отменить его вовсе. Однако в договорах со своими клиентами никакие гарантии положительного исхода дела не оговариваются, отметили в Нацбанке.
Посредниками могут быть различные общественные организации, как зарегистрированные официально, так и не зарегистрированные. Такие организации за определенную плату предлагают вступить в члены общественного объединения, обещая свою помощь в снижении долговой нагрузки заемщиков перед банками.
Комитет по защите прав потребителей финансовых услуг Национального банка предупреждает, что такие компании вводят казахстанцев в заблуждение. В действительности эти проблемы решаются самими банками или при содействии банковского омбудсмана, Комитета или судами.
Это связано с тем, что отношения между банками и заемщиками носят договорный характер. Вопросы, связанные с исполнением договора, могут быть урегулированы исключительно сторонами договора либо в суде. Ни один государственный орган либо иное лицо не может повлиять на принимаемые банками решения.
Комитет обращает внимание заемщиков, что проблемные займы могут быть урегулированы следующими способами:
1) обращение непосредственно в обслуживающие банки. У многих банков разработаны программы реструктуризации, включающие отсрочку исполнения обязательств, уменьшение размера вознаграждения, уменьшение или списание пени и штрафа;
2) обращение к банковскому омбудсману, осуществляющему урегулирование проблем ипотечных займов на безвозмездной основе. Однако следует учитывать, что банковский омбудсман не рассматривает обращения:
– принятые к рассмотрению судом и (или) по которым имеется решение суда, вступившее в законную силу;
– по которым заемщик не представил письменное доказательство его обращения в банк, организацию, осуществляющую отдельные виды банковских операций, для урегулирования возникшей ситуации в рамках договора ипотечного займа;
– направленные повторно при отсутствии новых обстоятельств дела;
– по договору ипотечного займа, сумма которого превышает 20 тыс. месячных расчетных показателей.
3) Обратиться в Комитет по защите прав потребителей финансовых услуг Национального банка. Комитет организует встречи проблемных заемщиков с представителями банков и кредиторов. Комитет оказывается бесплатную помощь. Такие встречи во всех областных центрах, городах Астана и Алматы проводят территориальные филиалы Нацбанка. По вопросу организации встречи в регионах заемщик может обратиться в филиал Нацбанка.