Вопрос информирования банками своих клиентов о стоимости услуг все чаще поднимается на разных уровнях. Так, в посткризисное время преимущественно дискуссии касались рынка кредитования. Например, в 2011 году Национальный банк РК обязал банки показывать клиенту эффективную ставку кредитования в рамках так называемой борьбы с ростовщичеством. Этот шаг должен был повлиять на качество выдаваемых кредитов и защитить права потребителей финансовых услуг.
Рынок банковских карт также может оказаться под более пристальным вниманием регулятора. Так, не исключено, что вскоре банки могут на законодательном уровне обязать размещать информацию о размере комиссии на экране банкомата.
«В настоящее время ни один из банков РК не указывает комиссию в банкоматах. Эта тенденция прослеживается и за пределами нашей страны. Часто бывая за границей, могу сказать, что размер комиссии при обналичивании через банкомат прописывали лишь в Турции и Таиланде. Но в этих странах размер комиссии был значителен, поэтому клиента и информировали», – уточнил исполнительный директор «Казкоммерцбанка» Нурлан Жагипаров.
В то же время, директор департамента аналитики «Асыл-Инвест» Айвар Байкенов считает, что банки должны в полном объеме информировать своих клиентов о комиссиях. Так, по его словам, на это решение не должен влиять размер комиссии. «Каждый казахстанец подходя к банкомату должен заранее знать, какую комиссию снимет с карт-счета банк за обналичивание. И не важно, что какой-то банк берет 1%, а другой 0,2%. Банки, скорее всего, выведут на экран банкомата информацию о комиссиях за обналичивание, даже если это не будет закреплено на законодательном уровне. Так, если один из банков разместит данную опцию на экране банкомата, то, скорее всего, за ним последуют и другие», - подчеркнул Байкенов.
К слову в настоящее время разница в размере комиссий, взимаемых банками за обналичивание через банкомат, может доходить до 1%. «Несколько лет назад сообщество банков в Казахстане приняло совместное решение о принятии единых условий при выдаче наличности в банкоматах другого банка – участника соглашения. Таким образом, в данном случае комиссия составила 1% от суммы к обналичиванию, но не менее 500 тенге за операцию», - уточнил региональный менеджер компании Open Way, разработчик процессинговых систем для многих банков в Казахстане Рустем Нурмамбетов.
По словам Нурмамбетова, при использовании такой простой схемы расчета комиссии выведение на экран банкомата функции информирования клиента о размере комиссии может занять от нескольких дней до месяца. Как подчеркнул собеседник, для некоторых категорий владельцев карт банки могут вывести дополнительную информацию о комиссии за снятие наличных денег на экран банкомата с помощью своих специалистов. По его словам, Казком и «Народный банк» планируют ввести данную опцию в ближайшее время.
В России банки на законодательном уровне обязали заранее доносить до клиента информацию о стоимости финансовых услуг. Так, согласно Закона РФ «О банках и банковской деятельности», кредитная организация-владелец банкомата обязана информировать держателя платежной карты до момента осуществления им расчетов с платежной картой предупреждающей надписью, отражаемой на экране банкомата, о размере комиссионного вознаграждения. Российские банки должны размещать на экране банкомата информацию и об отсутствии комиссии.
В России, в отличие от Казахстана, некоторые банки диверсифицируют размер комиссии не только в зависимости от принадлежности банкомата к тому или иному банку, но и по территориальному признаку. Так, как сообщили в call-центре головного офиса «Сбербанка» (Россия) при обналичивании средств через банкоматы банка на территории города, в котором находится банк эмитировавший карту, комиссия не взимается. Если же обналичивать карты Visa Electron, Maestro нужно будет в сети банкоматов банка, но за пределами города эмитировавшего карту, то комиссия не превысит 0,75%. Если же снять деньги нужно будет не через сеть банкоматов «Сбербанка» (России), то комиссия составит 1%, не менее 100 рублей (около 500 тенге)+комиссия стороннего банка.