Доля сельского хозяйства в структуре ВВП с каждым годом неуклонно снижается. В 1990 году она составляла 34%, а в последние годы не превышает 5%. Об этом отметили в союзе фермеров Казахстана, изучив и проанализировав положение дел в аграрном секторе.
По оценкам зарубежных экспертов, вплоть до 2010 года крупный сельский бизнес из всех источников финансировался на 86%, а малый и средний бизнес - только на 14%. При этом доля всех крупных сельскохозяйственных предприятий страны (АО, ТОО, ПК, зерновые компании и холдинги) в структуре производства основных видов сельскохозяйственной продукции составляет:
по зерновым культурам - 63%,
масличным - 49%,
мясу - 5%, м
молоку - 4%,
шерсти - 5%,
яйцам - 8%,
овощам, картофелю и бахчевым культурам - 5%,
хлопку - 3%.
Остальные проценты приходятся на долю представителей малого и среднего бизнеса. Как видно, крупный сельский бизнес ориентирован только на рынок зерна и масличных культур, по всем остальным позициям их доля незначительна.
«Из 200 тыс. сельхозформирований страны имеют доступ к мерам господдержки и реально получают субсидии 25-30 тыс. сельхозформирований, или около 15%. Это в основном представители крупного и среднего сельского бизнеса. Остальные 85%, или порядка 150 тыс., действующих крестьянских (фермерских) хозяйств отсечены от мер господдержки и не получают субсидии», - опять-таки указывают фермеры.
«Есть все основания полагать, что доктрина или идеология оказания мер господдержки в Казахстане имеет избирательный характер и дискриминационна в силу ориентированности в сторону крупных сельхозтоваропроизводителей с одновременным ущемлением законных прав и интересов других субъектов АПК, относящихся к категории малого и среднего сельского бизнеса», - констатируют в Союзе фермеров.
В качестве примера, наглядно доказывающего вышеуказанное, фермеры приводят постановление Правительства Республики Казахстан от 25 января 2013 года № 36 «Об утверждении Правил субсидирования в целях повышения продуктивности и качества продукции животноводства».
Согласно критериям и требованием, установленным данным НПА, предусмотрено 3-уровневое субсидирование мясо-молочной продукции.
Претендовать на получение пониженных субсидий за произведенное молоко (3 уровень с нормативом бюджетных субсидий в 10 тенге за 1 кг молока) могут только те товаропроизводители, которые имеют в наличии не менее 100 голов маточного поголовья скота (коровы и телки старше 2-х лет). А доступ к повышенным субсидиям, т.е. к 1 уровню с нормативом в 25 тенге/кг, имеют только те товаропроизводители, которые имеют в наличии свыше 400 голов маточного поголовья, добавляют в Союзе фермеров Казахстана.
Претендовать на получение пониженных субсидий за откорм КРС или производство говядины (3 уровень с нормативом 120 тенге/кг) могут только те товаропроизводители, которые в течение года имели на откорме не менее 400 голов. На повышенные субсидии (1 уровень с нормативом 220 тенге/кг) могут рассчитывать только те товаропроизводители, которые имеют не менее 3000 голов единовременного откорма.
Для получения субсидии за производство баранины необходимо иметь в наличии не менее 600 голов овец, за конину - не менее 75 голов маточного поголовья лошадей, за свинину - не менее 1000 голов единовременного поголовья на откорме. Для получения субсидий за кумыс необходимо иметь в наличии не менее 35 голов кобылиц, щубата - 30 голов верблюдиц.
«По нашему мнению, вышеуказанные критерии и требования искусственным образом ограничивают количество претендентов на получение бюджетных субсидий», - поделились заключениями в агентством «Казах-Зерно» в Союзе фермеров Казахстана.
Далее для полноты картины фермеры предлагают рассмотреть следующую ситуацию.
Допустим, в одном сельском округе или конкретном населенном пункте действуют 10 сельхозформирований, из которых 1 крупное хозяйство с поголовьем 500 голов КРС, 2 средних по 200 голов КРС и 7 мелких с 30-70 головами КРС. Согласно данному НПА, из 10 товаропроизводителей, реально субсидии за мясо (говядину) может получить только одно хозяйство, а за молоко - только 3 субъекта, остальные, как не родные, останутся за бортом государственной поддержки. Здесь мы видим, что на территории одного сельского округа 3 субъектам АПК предоставляются льготы или преимущества, которые ставят их в привилегированное положение относительно других 7 субъектов, рассказали в Союзе Фермеров.