За первые полгода своей работы антифрод-центр помог сохранить сбережения казахстанцев в размере 967 млн тенге. Это общая сумма всех подозрительных переводов, которые были заблокированы новым Центром по обмену данными о мошеннических транзакциях, запущенным Национальным банком РК в июле 2024 года. По информации директора департамента информации и коммуникаций Нацбанка Асана Ахметжана, полученной в ответ на запрос Finprom.kz, на 6 декабря 2024 года в рамках работы антифрод-центра было зарегистрировано 11,7 тыс. мошеннических инцидентов. Большая часть из них — 65,5%, или 7,7 тыс. — были зафиксированы благодаря информации правоохранительных органов. Об остальных подозрительных переводах в центр сообщали участники финансового рынка — платёжные организации, банки, сотовые операторы и т. д.
Центр представляет собой цифровую платформу, позволяющую всем подключённым к ней участникам обмениваться сообщениями в режиме реального времени и быстро блокировать подозрительные операции. Их помечают специальной маркировкой и отслеживают как банки-отправители, так и банки-получатели. Поэтому даже если деньги со счёта пострадавшего были списаны, они могут быть заблокированы и не выплачены потенциальному получателю-мошеннику. По данным Нацбанка, большая часть заблокированных средств — 760,9 млн тенге или 78,7% — были признаны подозрительными переводами ещё на стороне банка-отправителя. Выплату 206,1 млн тенге предотвратили банки-получатели.
Статистика результатов первых месяцев работы антифрод-центра показывает, что среди зарегистрированных инцидентов чаще всего мошеннические действия происходили при телефонных разговорах. Доля таких правонарушений составила 25,5%. На втором месте по доле наиболее распространённых случаев обмана, зафиксированных центром, оказалось лжеинвестирование: 18,9%. Также под прицел технологической платформы попали случаи мошенничества в соцсетях и мессенджерах (17,6%).
Значительно реже фиксировались случаи фиктивных продаж в сети, мошенничества через дропперов или продаж через фиктивные мошеннические сайты-«зеркала». Впрочем, преступники используют много разных способов, чтобы выманить деньги или украсть данные владельцев счетов. В частности, с появлением антифрод-центра мошенники придумали новую легенду о том, что они являются сотрудниками этой организации и, дабы защитить людей от подозрительных операций, просят предоставить личные данные либо перейти по ссылке на фишинговый сайт. Вместе с тем сотрудники Нацбанка предупреждают: специалисты антифрод-центра никогда не звонят физлицам, они работают только с банками, финансовыми учреждениями, различными IT-компаниями.
Работа антифрод-центра нацелена как раз на то, чтобы не допустить перечисления средств в случае мошеннических действий. Ведь если цепочка действий мошенника завершена, шансы найти преступника постфактум и взыскать с него ущерб невелики. Об этом свидетельствует статистика. По данным Комитета по правовой статистике и специальным учётам Генеральной прокуратуры (КПСиСУ) РК, за январь–декабрь прошлого года в стране было зарегистрировано 22,9 тыс. уголовных дел по фактам интернет-мошенничества. Из них в 81,8% случаев сроки досудебного расследования были прерваны в связи с «неустановлением лица, совершившего уголовное правонарушение». И такая тенденция наблюдается уже несколько лет подряд: с 2019 года доля закрытых с такой формулировкой уголовных дел ежегодно составляла от 71% до 79%.
По свершившимся фактам интернет-мошенничества самым распространённым (26%), согласно отчётам правовой статистики, является неправомерный доступ к личным данным граждан. За прошлый год сотрудниками правоохранительных органов было заведено 6,5 тыс. уголовных дел по факту таких правонарушений. «Популярен» также обман при онлайн-покупках услуг (5,5 тыс.) и товаров (5,2 тыс.). Часто обращаются к правоохранителям казахстанцы, которые хотели оформить онлайн-заём и были обмануты (3,9 тыс.).
Ущерб от интернет-мошенничества огромен и пока несопоставим с тем объёмом средств, которые удалось заблокировать антифрод-центру за полгода. Так, по данным за январь–декабрь прошлого года, пострадавшие отдали онлайн-мошенникам 11,4 млрд тенге — в 2,8 раза больше, чем в 2023-м. Большую часть жертв таких преступников составили физические лица, они перевели нарушителям 11 млрд тенге. Среди пострадавших есть и юрлица (они потеряли 385 млн тенге), и даже государственные организации (8,4 млн тенге).
Возмещение ущерба было относительно небольшим: всего 36,6%. То есть две трети всего объёма средств, или более 7 млрд тенге, владельцам вернуть не удалось.