В Казахстане около 13 тыс. банкоматов,
из них 67% – это ресайклеры, которые имеют опции по погашению кредитов,
пополнению карт, депозитов, текущих счетов. Это очень хороший показатель среди
стран Центральной Азии. В Узбекистане их доля не превышает 37%, в Кыргызстане – 9%. В Азербайджане этот показатель на уровне 51%, Грузии – 3%. Об этом на
конференции BS/2 Banking Fusion 2024 в Алматы рассказал заместитель генерального
директора по развитию стратегических направлений компании BS/2 Кирилл Овсянников. Эксперты
мероприятия также поделились, какие тенденции наблюдаются в транзакционном
бизнесе, стоит ли банкам сокращать свои филиалы и какие опции могут иметь их
банкоматы для обеспечения безопасности, наращивания клиентской базы. Об этом сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Banking Fusion 2024 – это платформа для обсуждения ключевых технологий, которые меняют облик банковских организаций. Алматы, как экономический и финансовый центр Центральной Азии, является идеальным местом для международного взаимодействия. На форуме встретились эксперты, представители крупных банков Центральной Азии, Кавказского региона и Восточной Европы, а также поставщики банковского оборудования и программных решений, чтобы обсудить актуальные проблемы и новые тренды отрасли.
В мероприятии приняли участие более 170 профессионалов банковской, технологической и IT-сферы из Казахстана, Узбекистана, Азербайджана, Грузии, Молдовы, Кыргызстана, Литвы, Латвии, Индии, Германии, Польши, Украины и Китая. В их числе – представители около 30 банков. Организатором форума выступила компания BS/2 при поддержке партнеров – компаний Diebold Nixdorf, Sargent&Greenleaf и Teltonika.
«Сжимают» ли банки свои отделения?
В начале конференции в BS/2 поделились трендами, которые наблюдают в банках. Один из них – европейские банки постепенно сокращают сеть отделений. «Приход на рынок крупнейших финтех-игроков подталкивает традиционные банки к сокращению филиалов и отделений», – подчеркнул заместитель генерального директора по развитию стратегических направлений BS/2 Кирилл Овсянников.
Он привел в пример европейские страны, где банки активно закрывали свои филиалы. Эксперт сравнил 2008 год, когда наблюдалась глобальная финансовая рецессия, с 2023 годом. «Интересно, что статистика по странам разнообразна. Например, на Кипре за этот период количество филиалов снизилось где-то в 10 раз. Одновременно достаточно консервативно уменьшилось количество таких точек в Ирландии. В таких странах, как Франция, Германия, Испания, Италия – количество филиалов сильно «просело». Но этот тренд нельзя назвать драматическим. Скорее это больше похоже на адаптацию стратегии местных крупных игроков: оптимизация расходов на содержание филиалов и соответственно закрытие неэффективных точек», – отметил Кирилл Овсянников.
Почему банкам стоит сохранять физические точки
Кирилл Овсянников рассказал, почему все-таки физические филиалы до сих пор важны. Особенно при реализации банками более сложных продуктов и для проведения транзакций с высокой стоимостью. «Например, это продукты по управлению личными финансами, инвестициями. Они до сих пор требуют персонализированного подхода. Как показала пандемия, их совершенно невозможно предлагать через онлайн-каналы. Ведь человек говорит о самом сокровенном, не будем забывать, что частные финансы – это достаточно чувствительный вопрос. Человек хочет разговаривать с человеком, видеть его глаза, а не взаимодействовать с AI-ассистентом, роботом», – отмечает Кирилл Овсянников.
Спикер подчеркивает, что транзакции с высокой стоимостью банкам сложно продавать онлайн. «Тут необходимо использовать персональный подход, с private banking – нужно выстраивать долгосрочные отношения. Например, у поколения Z нулевая лояльность – им абсолютно безразличен ваш бренд. Для них здесь и сейчас важны удобство продукта или сервиса, баланс ценностей и времени погружения. Если этот баланс оптимальный, клиент зуммер – ваш. Если нет – он найдет другой бренд. Поэтому построение отношений с этим поколением также требует персонализированного подхода, когда сотрудник и клиент банка встречаются на комфортной территории», – отмечает Кирилл Овсянников.
Эксперт добавляет, что сейчас отделения становятся более компактными, чем 5-10 лет назад. «Одно из исследований показало, что средняя площадь одного отделения сокращается со 180 до 40 кв. метров и меньше».
Еще один явный тренд – физическая касса постепенно заменяется зоной самообслуживания. «Она должна работать 24 на 7. Поведенческие привычки современных людей таковы, что доставка продуктов, такси должны быть доступными круглосуточно. Когда этого не происходит, клиенты разочаровываются в той или иной услуге. Поэтому в банках нужны зоны, где клиент, как минимум в формате самообслуживания, круглосуточно может решить свои вопросы. Это по сути обязательное требование к филиалам будущего», – делится эксперт.
На этом фоне банкоматный рынок в мире сократился на 2% за год. В основном это происходит из-за Китая, Индии и стран Южной Америки. «Если же мы посмотрим на страны, которые нам близки по поведенческим паттернам, структуре экономики, там число АТМ растет. Речь идет о странах Восточной Европы, Африки, Ближнем Востоке – тут наблюдается 1% рост. В числе лидеров по росту таких устройств: Пакистан, Египет и Узбекистан», - отметил Кирилл Овсянников.
Какие опции можно «встроить» в банкомат?
Так как компания BS/2 занимается интеграцией различных решений в сфере банковского самообслуживания, де-факто она помогает банкам обслуживать клиентов быстрее, качественнее, удобнее.
«Один из наших продуктов - Cash Management.iQ. Это решение помогает оптимизировать количество денежной массы в банкоматах за счет онлайн-мониторинга объема наличности. С помощью искусственного интеллекта мы можем спрогнозировать, какое количество денег может потребоваться в том или ином банкомате исходя из его поведенческих особенностей. Наш бенчмарк по этому продукту: банки могут сэкономить около 15-20% на объемах наличности. Если же речь идет о тысячах устройств, банки могут существенно снизить расходы. Это позволяет банкам меньше «замораживать» денежных средств в сейфе банкомата. Они могут эти высвобожденные ресурсы более активно использовать для выдачи кредитов и на другие нужды», – подчеркивает заместитель генерального директора по коммерции BS/2 Николай Желнинс.
Также в компании есть решение, которое позволяет осуществлять мониторинг устройств самообслуживания и получать точную информацию о качестве обслуживания клиента – ATMeye.iQ NG. Например, получил ли пользователь всю запрошенную сумму через банкомат. «И если возникает спорная ситуация, например, если запрошено с банкомата 50 тыс. тенге, а он выдал только 20 тыс. тенге, то банк обычно рассматривает такие происшествия пять рабочих дней, мы же можем разрешать эти диспутные ситуации практически в режиме онлайн. Сотрудник банка, используя нашу систему, сразу же может получить всю детализацию по операциям, с фото и видеоподтверждением того, что происходило в банкомате и рядом с ним. Соответственно, мы можем использовать это для составления, допустим, ответа на какую-то претензию клиента или генерации внутренней отчетности в банке», – сообщает Николай Желнинс.
Кроме того, на Banking Fusion состоялась презентация новейшего программного продукта BS/2 – системы Customer Journey Map & Analytics. Это модуль платформы Payments.iQ NG, который является удобным инструментом для изучения и анализа клиентского пути пользователей устройств самообслуживания. С помощью этого решения банки могут улучшить качество предоставляемых услуг и повысить уровень сервиса.
Директор BS/2 Kazakhstan Азат Люкхузаев подчеркнул, что продукты компании постоянно дорабатываются, в том числе с помощью коммуникаций с клиентами. «Это не только опросы и аналитика, мы вникаем в более технические детали каждого конкретного продукта. Во время каждого «пилотного» проекта мы разворачиваем demo-систему непосредственно у наших партнеров. Сначала они тестируют ее, на базе банка или компании. А после, если у партнера есть потребность в изменении или доработке какого-то функционала, последовательности функций, наши специалисты берут это в разработку. После успешного «пилота» мы выводим этот продукт в широкий доступ, в дальнейшем получаем от наших партнеров отзывы по нему. Кстати, в таком же формате мы взаимодействуем с ведущими казахстанскими банками», - отметил он.
О специфике развития эквайринга в Узбекистане и Молдове
Трендами на узбекском финансовом рынке поделился советник председателя наблюдательного совета «Капиталбанка» Улугбек Таваккалов. По его словам, на 37 млн жителей Узбекистана 19 млн – это экономически активное население. «На них приходится 35 млн карт, или на каждого жителя – по 2,3 карты. И это не предел. Сейчас регулятор пытается сократить число карт на одного человека. Он принял решение, чтобы в одном банке выпускалось максимум по пять карт на одного человека. Таким образом, один человек может иметь не более 20 карт», – заметил он.
Эксперт подчеркивает, что ранее банкоматы в госбанках имели только функцию выдачи наличных (cash out). «Позже функционал АТМ расширился, через них можно даже покупать и продавать валюту. Когда наши казахстанские гости приезжали в Ташкент, они удивлялись, что можно без проблем поменять доллары на сомы и наоборот. Узбекский рынок сильно долларизирован, и поэтому такая опция в банкоматах у нас «стрельнула». Сейчас же к 1% от cash out-операций, которые мы получаем как банк, из них 0,37% - «чистыми», еще добавился доход в виде 0,5% от валютно-обменных операций», – поделился Улугбек Таваккалов. Организовать обмен валют в банкоматах помогает решение компании BS/2 – модуль FCX.iQ системы Payments.iQ NG.
Валерий Стратан, эксперт по банковским и платежным технологиям из Молдовы, рассказал об особенностях рынка своей страны. По его словам, каждый житель республики в среднем имеет по две платежные карты. «Онлайн-платежи в Молдове происходят в локальной валюте – в леях. А транзакции между счетами происходят с такими валютами, как евро, доллары и румынские леи», – отметил эксперт.
Учитывая, что Молдова постепенно будет интегрироваться в Европейский союз, в первом квартале 2025 года в стране планируется внедрить open banking. Реализация оpen banking базируется на применении технологии Open API – она позволяет через приложение одного из банков пользоваться счетами различных банков. Это решение, по мнению Валерия Стратана, позволит увеличить количество онлайн-транзакций и их скорость.
Эксперт также поделился статистикой по наиболее востребованным операциям, которые осуществляются через банкоматы в Молдове. «20% держателей карт пополняли свои депозиты через такие устройства, 22% - осуществляли P2P-переводы», – поделился статистикой Валерий Стратан.
Контакты и контракты
На конференции можно было не только узнать интересную информацию о тенденциях на финансовых рынках в разных странах. Гости и эксперты могли на интерактивной выставке ознакомиться в действии с новыми функциями банкоматов Diebold Nixdorf DN Series, POS-терминалов, систем безопасности, электронных замков.
Одно из главных событий конференции – подписание компанией BS/2 меморандума о стратегическом партнерстве с Universal Bank (Узбекистан). Сотрудничество заключается в комплексном взаимодействии по управлению и развитию каналов банковского самообслуживания, расширению парка банкоматов, внедрению и развитию системы разбора диспутов, обеспечению безопасности АТМ, их технического мониторинга.
«На самом деле у нас с банком намечена реализация множества интересных проектов. Для нас очень ценно, что головной офис Universal Bank находится в узбекском городе Коканде, в Кокандской долине. Это хорошая иллюстрация того, что инновации, технологичность – это прерогатива не только столичных банков, но и финансовых организаций, которые развиваются в регионах», - отметил Идракас Дадашовас, генеральный директор, глава правления группы Penki kontinentai, в состав которой входит компания BS/2.
Компания BS/2 более 30 лет занимается созданием специализированного программного обеспечения и технологических решений для банков, финансовых учреждений и торгово-сервисных предприятий. Ее программные решения позволяют компаниям и финансовым организациям во всем мире организовывать, автоматизировать и оптимизировать бизнес-процессы, повышать качество предоставляемых услуг, предлагать клиентам новые услуги и сервисы.
BS/2 – более 30 лет является официальным представителем крупнейшего мирового производителя банковского оборудования компании Diebold Nixdorf. Компания входит в состав группы предприятий Penki kontinentai и оказывает свои услуги в 80 странах мира. Центральный офис BS/2 находится в Вильнюсе. Дочерние компании работают в 8 странах, в их числе Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Азербайджан, Грузия, Латвия, Эстония и Испания.