Согласно пресс-релизу группы, крупнейший авиаперевозчик Центральной Азии Air Astana продемонстрировал устойчивый рост и сильные финансовые результаты за третий квартал 2024 года, несмотря на вызовы, с которыми сталкивается авиационная отрасль в мире.
В третьем квартале выросли основные финансовые показатели Air Astana: выручка без учета единовременных статей увеличилась на 10,4%, составив 410 млн долларов, а скорректированный показатель EBITDAR без учета единовременных статей увеличился на 12,6% и составил 128,8 млн долларов. Что касается показателей за девятимесячный период, выручка и прочие доходы компании без учета единовременных статей выросли на 11,9%, до 996,2 млн долларов; а EBITDAR увеличилась на 11,1%, до 267,4 млн долларов.
Компания сообщает, что достижение таких результатов стало возможными благодаря реализации стратегии по перераспределению провозных емкостей и управлению доходностью, с акцентом на направления с высокой рентабельностью, в частности, на рынки Азии и Ближнего Востока.
По словам главного исполнительного директора группы Air Astana Питера Фостера, гибкий подход компании сыграл ключевую роль в ее успехе: «Мы перераспределили провозные емкости, перенаправив рейсы с менее прибыльных направлений в Европе на более доходные маршруты в Азии и на Ближнем Востоке. Это позволило нам не только стабилизировать доходность, но и увеличить маржу EBITDAR до 31,4%, несмотря на экономическое давление».
Двухбрендовая модель компании, включающая Air Astana и лоукостер FlyArystan, позволяет оперативно реагировать на изменения спроса и конкуренцию на различных рынках.
Стоит отметить, что за третий квартал компания перевезла 2,8 млн пассажиров, что на 9,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года. За первые 9 месяцев 2024 года общее количество пассажиров достигло 6,8 млн, увеличившись на 12,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Не в малой степени этому способствовало и активное расширение флота: в группе уже 57 самолетов, что превышает планы компании. Air Astana продолжает процесс оптимизации парка, запланировав выведение менее эффективных моделей Embraer E2 и замену их на Airbus. В рамках долгосрочного развития было подписано соглашение на лизинг дополнительных семи самолетов Airbus A321LR, которые начнут поступать с 2026 года, что позволит компании значительно увеличить дальнемагистральные перевозки и укрепить статус Казахстана как регионального транспортного узла.
Особое внимание уделяется расширению международной сети, и одной из ключевых инициатив стало подписание код-шерингового соглашения с Japan Airlines — одной из ведущих авиакомпаний мира. Ожидается, что это придаст импульс деловым и туристическим поездкам между Казахстаном и Японией, а также поспособствует увеличению торговых потоков. Первый рейс в Токио запланирован на март 2026 года.
Презентуя операционные результаты, компания также отметила недавно завершенную установку дополнительных топливных баков на Airbus A321LR, что позволило выполнять дальние рейсы, в том числе беспосадочные рейсы в Лондон. Как сообщалось ранее, этот маршрут стал одним из самых протяженных в мире для узкофюзеляжного самолета. Такая модернизация позволила повысить операционную эффективность и снизить затраты на топливо.
Среди прочих мер Air Astana по уменьшению затрат - программа по хеджированию стоимости топлива, приобретаемого за рубежом. На 2024 год и первый квартал 2025 года компания полностью захеджировала свои топливные затраты, что помогает ей избежать колебаний цен на мировых рынках. А также проводит оптимизацию процессов заправки топливом.
Питер Фостер отметил и решение проблемы с двигателями для воздушных судов, с которой компания столкнулась летом этого года. Благодаря программе по стратегическому добровольному простою двигателей перевозчик имеет возможность достичь высокого уровня эксплуатации флота в пиковые сезоны. В целом в соответствии с озвученными результатами Air Astana демонстрирует устойчивый рост и нацелена на завершение года согласно ожиданиям.