Проект приказа «Об утверждении Правил использования и мониторинга средств Специального государственного фонда» опубликовало для публичного обсуждения Министерство финансов РК на портале «Открытые НПА», передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Как уточняется, Правила использования и мониторинга средств Специального государственного фонда разработаны в соответствии с пунктом 3 статьи 32 Закона Республики Казахстан «О возврате государству незаконно приобретенных активов» и определяют порядок использования и мониторинга средств Специального государственного фонда (СГФ).
Поясняется, что Специальный государственный фонд – это контрольный счет наличности, открытый в центральном уполномоченном органе по исполнению бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Казахстан для зачисления поступлений и расходования денег с целью финансирования социальных, экономических проектов РК.
Как оговаривается в предлагаемых пунктах, распределение средств фонда должно будет осуществляться по Перечню социальных и экономических проектов. Он, в свою очередь, должен будет формироваться центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию в соответствии с Порядком отбора и определения критериев социальных и экономических проектов, определяемым центральным уполномоченным органом по государственному планированию, на основании ходатайств центральных государственных органов соответствующей отрасли (ЦГО).
Далее ЦГО будет рассматривать представленные местными уполномоченными органами (МУО) ходатайства с прилагаемыми документами в течение пяти календарных дней со дня их поступления. При предоставлении неполного пакета документов, либо несоответствия форме будет осуществляться их возврат в МУО. Ходатайство должно составляться на основании предварительного перечня проектов.
Уточняется, что в форме ходатайства необходимо будет по каждому объекту предоставить:
- положительное заключение комплексной вневедомственной экспертизы технико-экономического обоснования (в случаях, предусмотренных законодательством) и проектно-сметной документации, предназначенной для строительства новых объектов, выданных в соответствии с требованиями Правил проведения комплексной вневедомственной экспертизы;
- технико-экономическое обоснование и проектно-сметную документацию, предназначенную для строительства новых, а также изменения (реконструкции, расширения, технического перевооружения, модернизации и капитального ремонта) существующих зданий и сооружений, их комплексов, инженерных и транспортных коммуникаций независимо от источников финансирования, утвержденных приказом министра национальной экономики Республики Казахстан от 1 апреля 2015 года № 299 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 10722);
- разработка необходимой документации по бюджетным инвестициям осуществляется в соответствии с Правилами разработки или корректировки, проведения необходимых экспертиз инвестиционного предложения государственного инвестиционного проекта, а также планирования, рассмотрения, отбора, мониторинга и оценки реализации бюджетных инвестиций и определения целесообразности бюджетного кредитования, утвержденными приказом министра национальной экономики Республики Казахстан от 5 декабря 2014 года №129 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 9938).
Предполагается, что Центральный государственный орган (ЦГО) на основании Предварительного перечня будет формировать ходатайство ЦГО для представления в центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию.
Далее проект ходатайства будет направляться ведомственной бюджетной комиссии (ВБК). В случае одобрения с ее стороны ходатайство в течение трех рабочих дней будет отправляться в центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию для вынесения на рассмотрение республиканской бюджетной комиссии (РБК) посредством системы электронного документооборота с приложением:
1) списка объектов с указанием:
- сроков реализации проектов;
- стоимости проектов по положительным заключениям комплексной вневедомственной экспертизы проектно-сметной документации;
2) документов, указанных в пункте 6 настоящих Правил;
3) пояснительной записки за подписью руководителя аппарата ЦГО или лица, его заменяющего;
4) протокола ВБК;
5) документов и сведений, подтверждающих обоснованность строительства и (или) реконструкции объектов.
Следующий этап - формирование уполномоченным органом по бюджетному планированию проекта Перечня в пределах средств фонда на основании ходатайства ЦГО .
Проект перечня состоит из:
1) проекта перечня по каждому объекту с указанием:
- сроков реализации проектов;
- стоимости проектов по положительным заключениям комплексной вневедомственной экспертизы проектно-сметной документации.
При возникновении случаев недостаточности средств на счете фонда для реализации проектов, находящихся в одном и том же приоритете, выбор объектов для включения в проект Перечня будет производиться уполномоченным органом по бюджетному планированию с учетом принципов результативности, обоснованности и эффективности, предусмотренных Бюджетным кодексом РК.
За Центральным государственным органом предлагается закрепить ответственность за обоснованность, достоверность расчетов, полноту документов, представленных для вынесения на рассмотрение РБК. Та, в свою очередь, будет рассматривать ходатайства ЦГО на соответствие требованиям Порядка отбора и определения критериев социальных и экономических проектов. На основании решения РБК одобряется Перечень, содержащий информацию о проектах, финансируемых за счет фонда. Затем Перечень в течение пяти рабочих дней должен идти в соответствующие ЦГО и Комитет казначейства и будет подлежать размещению на официальном интернет-ресурсе уполномоченного органа по бюджетному планированию.
Кроме того, средства Специального государственного фонда также будут использоваться для финансирования деятельности ведомства органов прокуратуры Республики Казахстан по возврату активов. Они будут выделяться для стимулирования работников ведомства. При этом ходатайство ведомства рассматривается РБК не чаще одного раза в год.
Прописывается, что средства фонда должны будут расходоваться на социальные и экономические проекты, одобренные для включения в Перечень, за исключением расходов, связанных с:
1) разработкой проектно-сметной документации;
2) прохождением необходимых экспертиз;
3) выделением земельных участков.
Расходы, перечисленные в подпунктах 1), 2) и 3) настоящего пункта Правил, осуществляются за счет средств соответствующих бюджетов.
Предусматривается, что деньги СГФ будут направляться на реализацию проектов в полном объеме в соответствии со стоимостью утвержденной проектно-сметной документации с положительным заключением комплексной вневедомственной экспертизы. Финансирование за счет других источников не допускается.
Средства фонда должны будут перечисляться на специальный счет ЦГО в соответствии с решением РБК и одобренного Перечня социальных и экономических проектов на основании счета к оплате.
Перечисление будет производиться центральным государственным органом посредством информационной системы «Казначейство-клиент» путем предоставления в органы казначейства счета к оплате с приложением решения РБК и одобренного Перечня.
Расходоваться средства должны будут в соответствии с приказом министра финансов Республики Казахстан от 4 декабря 2014 года № 540 «Об утверждении Правил исполнения бюджета и его кассового обслуживания» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 9934) (Правила № 540).
Проведение платежей, связанных с использованием средств фонда со счетов ЦГО и (или) МУО, предполагается осуществлять в соответствии с пунктом 5-3 статьи 97 Бюджетного кодекса Республики Казахстан и с параграфами 7-11 главы 6 Правил № 540.
Порядок открытия и закрытия счета фонда и счетов ЦГО и (или) МУО предусматривается проводить в соответствии с требованиями параграфов 3 и 8 главы 4 Правил № 540.
Не допускается расходование средств со счетов ЦГО и (или) МУО на реализацию проектов, не включенных в одобренный уполномоченным органом по бюджетному планированию Перечень.
При образовании на счете ЦГО и (или) МУО экономии средств по итогам государственных закупок подрядных работ либо приемки завершенного объекта в эксплуатацию они в месячный срок должны будут возвращать суммы экономии на счет фонда. При этом МУО производит возврат суммы экономии на счет ЦГО, а ЦГО, в свою очередь, перечисляет сумму экономии МУО на счет фонда.
В представленных Правилах указывается, что государственный аудит и финансовый контроль использования средств фонда должны будут осуществляться в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Описываются в документе и процедуры мониторинга и отчетности. Так, предусматривается, что уполномоченный орган по исполнению бюджета ежемесячно до 25 числа будет проводить мониторинг поступлений средств на счет фонда посредством информационной системы органов казначейства.
В отношении ЦГО будет действовать требование - ежемесячно, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, и за соответствующий финансовый год в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным, представлять в центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета отчет об использовании средств счета ЦГО/МУО.
Местный исполнительный орган ежемесячно, в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, должен будет представлять в ЦГО отчет об использовании средств.
При неиспользовании МУО в течение шести месяцев с момента поступления средств на счет ЦГО и (или) МУО по причине отсутствия заключенного договора о государственных закупках работ на строительство и (или) реконструкцию соответствующего объекта уполномоченный орган по исполнению бюджета и (или) ЦГО направляет требование в ЦГО и (или) МУО, соответственно, о необходимости возврата неиспользуемых средств на счет фонда.
Центральный государственный орган или местный уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней со дня получения соответствующего требования производит возврат средств на счет фонда. При этом МУО должен будет производить возврат неиспользуемых средств.
Читайте также
Соответствующий проект постановления размещен на портале Открытые НПА