Низкая волатильность мировых финансовых рынков в апреле после мартовского стресса банковского сектора положительно отразилась на динамике рисковых активов. Как это повлияло на внутренний валютный рынок Казахстана и международные резервы, прокомментировала заместитель председателя Нацбанка Алия Молдабекова.
- Как вы можете охарактеризовать ситуацию на мировых финансовых рынках в прошедшем месяце?
- По сравнению с мартом в апреле условия на внешнем рынке были менее волатильными.
На мировом валютном рынке наблюдалось относительное затишье на фоне снижения опасений по поводу рисков банковской системы США и ЕС и ожиданий по скорому завершению цикла ужесточения политики ФРС. Валюты развитых и развивающихся стран в течение месяца колебались без четкого направления. По итогам апреля индекс DXY ослаб на 0,8%, также незначительно снизился индекс валют развивающихся рынков - на 0,4%.
Спрос инвесторов на рисковые активы в апреле поддержал рынок акций. На фоне снижения волатильности индекс MSCI World увеличился на 1,6% за месяц. Индекс «страха» VIX к концу прошедшего месяца опустился до годовых минимумов – до 16 пунктов, отражая уверенность участников рынка в продолжении позитивной динамики.
Черное золото в прошедшем месяце торговалось разнонаправленно. Первую половину месяца нефтяные котировки формировались в условиях умеренного позитивного фона и находились в диапазоне 85-87 долларов за баррель. Основную поддержку нефтяным ценам оказало решение стран-участниц соглашения ОПЕК+ по сокращению добычи нефти с мая и до конца года, которое составит порядка 1,65 млн баррелей в сутки.
Однако со второй половины апреля цены на нефть существенно снизились, полностью растеряв рост, накопленный с начала месяца. Инвесторы скептически оценивали перспективы нефтяного спроса на фоне возможного возникновения экономической рецессии в США и противоречивых статистических данных из Китая. Объемы промышленного производства в КНР за март выросли на 3,9% год к году, при ожиданиях роста на 4%. Последнюю неделю месяца турбулентность сырьевых рынков усилилась из-за возобновления беспокойства по поводу банковского сектора США из-за проблем First Republic Bank. К началу мая нефтяные котировки снизились до 77 долларов за баррель под давлением возросших рисков рецессии.
В целом, несмотря на относительное «спокойствие» рынков в апреле, разнонаправленность динамики активов на финансовых рынках подчеркивает неопределенность и смешанные сигналы. Они вызваны событиями в банковском секторе США и ЕС, устойчиво повышенной инфляцией, скорым достижением лимита госдолга США, дальнейшей денежно-кредитной политикой ведущих центральных банков.
Так, с одной стороны, опасения по поводу кризиса в банковском секторе, замедления роста в экономике и рисков рецессии способствуют усилению ожиданий о необходимости смягчения денежно-кредитных условий, с другой – высокая инфляция вынуждает регуляторов придерживаться жесткой политики. На последнем майском заседании ФРС повысила ставку на 25 б.п., до 5-5,25%, удалив рекомендации, предполагающие дополнительные повышения. Вместе с тем рыночные участники ожидают первое снижение ставки уже со второй половины года, фьючерсы Fed Funds прогнозируют смягчение с вероятностью 33% в июле.
- Как была ситуация на валютном рынке в апреле?
- Валютный рынок в апреле характеризовался умеренной волатильностью, курс тенге незначительно ослаб на 0,1%, до 453,21. Курс тенге формировался в зависимости от рыночных условий, интервенции Национальным банком не проводились.
Продажи квазигосударственных компаний в рамках исполнения обязательств по реализации части валютной выручки в апреле составили 295 млн долларов.
Продажи из Национального фонда составили 600 млн долларов или не более 30 млн долларов ежедневно. Это соответствует нашим прогнозным оценкам. В мае ожидаются продажи в диапазоне 750-800 млн долларов. Покупка валюты для ЕНПФ в апреле составила 240 млн долларов. В мае мы продолжим покупки для пенсионных активов на том же уровне - 200-250 млн долларов.
Необходимо отметить, что, несмотря на смешанные сигналы внешних условий, согласно опросу клиентов JPMorgan, позиции глобальных инвесторов в тенге увеличились в апреле до максимального уровня с сентября 2021 года.
- Как изменился объем золотовалютных резервов по итогам прошедшего месяца?
- По предварительным подсчетам, по итогам апреля объем ЗВР достиг исторического максимума в 37,6 млрд долларов, увеличившись за месяц на 1,4 млрд долларов. Однако стоит отметить, что в большей степени увеличение связано с «транзитным» поступлением на валютный счет министерства финансов в Национальном банке, которое впоследствии было перенаправлено в Национальный фонд. Среди факторов, повлиявших на снижение резервов, стоит отметить выплату госдолга.
Цена на золото выросла с 1979 до 1983 долларов за унцию, при этом в течение месяца котировки драгметалла повышались до 2036 долларов за унцию. Неопределенность на рынке золота по-прежнему обусловлена ожиданиями по дальнейшей риторике ФРС и ситуацией в банковском секторе США.
- Как изменился объем валютных активов Национального фонда в апреле и какие факторы на это повлияли?
- Объем валютных активов Национального фонда, согласно предварительным данным, на конец апреля составил 58,7 млрд долларов, увеличившись за прошедший месяц почти на 300 млн долларов.
Умеренный рост риск-аппетита отразился на положительной переоценке акций, облигаций, а также золота. В итоге инвестиционный доход Национального фонда в апреле составил 441 млн долларов.
Кроме того, росту активов способствовали валютные поступления в Национальный фонд, размер которых в апреле составил 457 млн долларов.
При этом в прошедшем месяце из Нацфонда в республиканский бюджет было перечислено 393 млрд тенге в виде трансфертов. В этих целях на внутреннем валютном рынке была продана иностранная валюта на 600 млн долларов.
- Какая динамика ожидается на мировых финансовых рынках в ближайшей перспективе?
- Ключевым фактором неопределенности в ближайшей перспективе является риск наступления глобальной рецессии. Несмотря на данные о расширении экономической активности в мире, PMI Global по итогам апреля увеличился до 54,2 пункта. Структура данного роста является неоднозначной. Основным драйвером стал сектор услуг, при этом сектор производственной сферы находится в зоне сокращения.
Кроме того, в апреле ряд международных организаций ухудшили прогнозы по росту мировой экономики в 2023 году: МВФ с 2,9% до 2,8%, Всемирный банк - с 3% до 1,7%.
Участники рынков также обеспокоены вопросом потолка госдолга США ввиду скорого достижения его лимита. Согласно заявлению Министерства финансов США, правительство может исчерпать средства для обслуживания платежей к 1 июня. Несогласованность действий Конгресса США по данному вопросу может привести к усилению волатильности на финансовых рынках.
Однако многие аналитики в качестве базового сценария не рассматривают вероятность наступления глобальной рецессии и считают, что риск резкого системного шока остается низким. В связи с чем перспективы рисковых активов и валют развивающихся рынков остаются позитивными.
В свою очередь ожидания экспертов и участников сырьевого рынка по дальнейшей динамике цен различаются. Несмотря на резкое падение цен на нефть в последние недели, Goldman Sachs подтвердил свой прогноз цен на нефть эталонной марки Brent на уровне 95 долларов за баррель к декабрю 2023 года и 100 долларов за баррель к апрелю 2024 года. Goldman Sachs прогнозирует рост дефицита предложения на рынке нефти из-за увеличения спроса на развивающихся рынках наряду с сокращением добычи ОПЕК+.
Минэнерго США понизило прогноз цены нефти сорта Brent на 2023 год с 85,01 доллара за баррель до 78,65 доллара за баррель. Ведомство подчеркивает, что цены на нефть снижаются на опасениях об ухудшении глобальной мировой экономики, вероятности кризиса в банковском секторе, а также сохраняющейся инфляции. При этом в Минэнерго США предполагают, что в ближайшей перспективе цены скорректируются ввиду сезонного роста спроса, а также на фоне добровольного сокращения добычи рядом стран ОПЕК+. Кроме того, Минэнерго США ожидает, что на стабилизацию цен на нефть также повлияет увеличение потребления в Китае и Индии.
- Вчера Нацбанк опубликовал новый отчет для иностранных инвесторов. Не могли бы вы рассказать, с какой целью формируется данный отчет и будет ли он формироваться на периодичной основе?
- Одной из важных задач, которую мы с коллегами ставим перед собой на текущий момент, является вхождение казахстанских государственных ценных бумаг в индекс развивающихся стран J.P.Morgan – GBI-EM. Продолжительное время мы предпринимаем усилия в этом направлении, работаем над улучшением инфраструктуры и повышением ликвидности локального рынка. Как результат, в 2021 году J.P.Morgan поместил ГЦБ Казахстана «на радар». Следующим этапом является включение государственных облигаций в список «Index Watch», к чему мы и стремимся.
Мы считаем, что вхождение в индекс GBI-EM станет важным шагом в развитии локального рынка ГЦБ. Основная цель данного отчета – улучшить коммуникацию с иностранными инвесторами и повысить их осведомленность о ситуации на рынке Казахстана.