В США, где доля МСБ в экономике достигает 40%, с 2019 года в 2 раза выросло число микро- и малых предприятий, открытых женщинами. Отчасти это следствие пандемии. В 2022 году впервые был достигнут паритет – 50% новых регистраций бизнеса в США было осуществлено женщинами. А как развивается сектор женского предпринимательства в Казахстане? Генеральный директор Solva и директор программы «Женское дело» Анна Максимова рассказала о том, с какими трудностями сталкиваются начинающие бизнесвумен, а также поделилась успехами нового проекта компании для женщин-предпринимательниц в интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz.
– Какой процент женщин-предпринимательниц среди клиентов Solva?
– Соотношение женщин-предпринимательниц и мужчин-предпринимателей, подавших у нас заявку на финансирование, последние два года остается неизменным – 55% и 45%, соответственно. Женщины лидируют с небольшим перевесом. Однако среди клиентов, которые получили одобрение на кредитование, женщин оказывается в 2 раза больше, чем мужчин. Это объясняется тем, что у женщин исторически наблюдается выше уровень ответственности и финансовой дисциплины – они лучше оценивают свои финансовые возможности.
Если говорить об абсолютно новых клиентах, которые обращаются в компанию, здесь представительниц прекрасного пола тоже больше – женщины с большим интересом изучают новые цифровые финансовые продукты, быстрее к ним адаптируются, привыкают пользоваться нашей онлайн-платформой и мобильным приложением.
– Почему предпринимательницы обращаются в микрофинансовые организации, а не в банки, где они могут получить более крупные займы с более длительным сроком кредитования?
– Во-первых, мы разработали удобную цифровую платформу для подачи заявки и получения финансирования в считанные минуты, во-вторых, у нас очень быстрый процесс принятия кредитного решения, а в-третьих, и это самое важное – мы не требуем залог. Мы много инвестировали в совершенствование процесса скоринга и научились оценивать клиентов на основании анализа оборотов их бизнеса. В отличие от конкурентов, мы не заставляем предпринимателей собирать большое количество документов и предоставлять залог в виде недвижимости или транспорта. Мы принимаем кредитное решение на основе более чем 160 параметров, которые собираем и обрабатываем автоматически.
Наши клиенты – это по большей части микропредприниматели, к которым банки относятся как к «ретейл»-клиентам. Крупным банкам легче работать с такими клиентами, как физические лица – им предлагают рассрочку в сетевых магазинах и небольшие потребительские кредиты.
– Если проанализировать среднестатистического заемщика банка в сегменте МСБ, то им окажется мужчина 35-45 лет. В то же время, по данным Бюро национальной статистики, половина зарегистрированных в Казахстане ИП принадлежат женщинам. Как вы думаете, с чем это связано?
– Высокая доля женщин-предпринимательниц сконцентрирована именно в малом и микробизнесе, на который БВУ привыкли не обращать внимания. Процесс онборднинга (знакомство, адаптация – Ред.) нового клиента в банках довольно длительный и дорогостоящий, поэтому БВУ готовы тратить время в первую очередь на достаточно крупных клиентов, с оборотом более 50 или даже 100 млн тенге в год.
– Вы часто проводите опросы-исследования среди ваших клиентов. Скажите, были ли исследования по женскому предпринимательству? Что чаще всего мешает его развитию? Почему многие не решаются открывать свой бизнес?
– В июле 2022 года перед запуском нашего проекта сообщества «Женское дело» мы как раз проводили исследование среди женщин-предпринимательниц, в результате выявили топ-3 проблем, с которыми сталкиваются женщины при открытии бизнеса.
Первое, что мешает развитию и зачастую может привести бизнес к скорому закрытию – это недостаток финансовой грамотности среди предпринимателей: многие не умеют составлять бюджет, вести учет затрат и доходов, нет навыка построения простейших финансовых моделей.
Второе – это сложность формирования команды: одно дело быть специалистом своего дела, а другое – создать команду, вдохновлять ее, выстраивать процессы делегирования обязанностей.
И третья сложность, что особенно часто встречается именно среди микропредпринимателей – это недостаток универсальных знаний. Становясь предпринимателем, женщина должна стать юристом – понимать правовую основу своего бизнеса, быть HR-менеджером и руководителем – нанимать сотрудников и управлять ими, стать маркетологом и PR-специалистом – продвигать свою продукцию. Начинающие предпринимательницы часто боятся открывать свой бизнес, потому что у них нет этих смежных навыков.
– Как вы считаете, какая поддержка необходима женскому предпринимательству сейчас?
– Самое важное, что необходимо делать, и мы уже это делаем для своих клиенток-предпринимательниц, это относиться к их делу, какое бы оно ни было по своим масштабам и финансовым показателям, как к серьезному бизнесу – полноправному игроку на рынке.
Мы оказываем разнообразную поддержку как начинающим женщинам-предпринимателям, так и тем, кто занят своим бизнесом достаточно давно. Уже не первый год мы ведем последовательную работу в области повышения финансовой грамотности.
Как раз сейчас мы завершаем цикл семинаров «Женщина и деньги», посвященных осознанным отношениям с деньгами. Буквально на днях, 9 декабря, прошел уже 5-й и заключительный в этом году офлайн-тренинг в Шымкенте. Наши спикеры одинаково свободно дают материалы и на казахском, и на русском языках, могут переключаться с одного языка на другой. Это особенно важно в регионах. Такие же тренинги прошли в Шелеке, Туркестане, Караганде и Астане. На каждое из этих мероприятий собирается до сотни участниц, мы получаем очень позитивный фидбэк: не раз приходилось слышать, что женщины давно искали подобный курс и, наконец, получили то, что хотели, у нас. Нам очевидно, что качественного материала именно на казахском языке практически нет в свободном доступе. В нынешних реалиях, когда инфобизнесом может заниматься любой блогер в Инстаграме, нам особенно важно дать нашей аудитории доступ к действительно профессиональным экспертам и спикерам.
Такие события – еще и прекрасная площадка для общения и обретения новых бизнес-связей. Чтобы у участниц была возможность поддерживать связь друг с другом и с нами, мы создали также одноименный Telegram-канал https://t.me/zhenskoedelo.
Все это навело нас на мысль, что поддержка женщин-предпринимателей – это гораздо больше, чем просто отдельные точечные курсы и мероприятия. Наша основная задача сейчас – это расширение того сообщества предпринимательниц-единомышленниц, которое сформировалось вокруг бренда Solva. Все наши инициативы в области поддержки женского предпринимательства мы объединили в рамках платформы «Женское дело».
Когда мы спрашиваем наших женщин-предпринимателей, какие бы дополнительные знания им было интересно получить, часто слышим от них:
«Как совмещать личную жизнь, воспитание детей и бизнес? Как научиться делегировать и грамотно планировать? Как выйти из зоны комфорта, преодолеть неуверенность в себе, поверить в себя и в свое дело?»
Поэтому в планах новые образовательные программы – не только по финансам, но и в смежных областях – все их можно назвать одним большим термином «soft skills».
Кстати, о вере в себя… Недавно мы делали очень интересный проект с нашими чудесными клиентками-предпринимательницами. Мы регулярно проводим конкурс на лучшую историю бизнеса, в этот раз выбрали топ-10 самых необычных и организовали фотосессии прямо на местах. Наш фотограф отправился на съемки в Астану и Шымкент. Для некоторых участниц было неожиданностью, что на их бизнес обратили внимание – кому-то их бизнес может показаться не таким «инстаграмным» и масштабным. Но нам было важно продемонстрировать им и всем вокруг, что как раз из таких небольших историй и складывается предпринимательский ландшафт Казахстана.
Что касается нашего продуктового направления, здесь у нас тоже большие планы. Как я уже говорила ранее, многие наши клиентки давно занимаются бизнесом, но не всегда до конца понимают, какая у него доходность, нужно ли что-то менять в бизнес-модели. Как правило, это происходит из-за смешения двух денежных потоков: личных трат и бизнес-оборотов – и это действительно основная «боль». Помочь предпринимательницам правильно рассчитать денежный поток своего бизнеса – это та задача, которую мы намерены решить. В настоящее время наша продуктовая команда работает над удобным и простым инструментом планирования и бюджетирования доходов и расходов, который будет доступен в личном кабинете клиента в приложении Solva.
Буквально на днях мы запустили новую инициативу – каждый год мы закупаем корпоративные новогодние подарки для наших партнеров. В этот раз мы подумали – среди наших клиентов так много небольших локальных производств — свечи, керамика, корпешки и многое другое. Почему бы не закупить подарки у них, дав нашим предпринимательницам дополнительный рынок сбыта перед новым годом? В общем, мы стремимся поддержать не только словом, но и делом.
– Можете рассказать о примерах успеха ваших клиентов? Какие компании создавались и растут с помощью Solva?
– Таких историй очень много, мы не перестаем восхищаться нашими клинтаками – их смелостью, изобретательностью, энергией.
Одна наша клиентка в Шымкенте, молодая мама четверых детей, получила финансирование в Solva в июле 2022 года на запуск собственного производства специальных моющих средств для автомоек. Она сама разобралась в технологическом процессе, нашла поставщиков в Китае. Сейчас на рынке Шымкента она занимает лидирующие позиции по производству и продаже химии для мойки автомобилей. Следующий шаг – выйти на рынок других регионов Казахстана.
Еще один яркий пример – женщина, которая после 20 лет бизнеса в сфере продажи женской одежды решила попробовать себя в нелегком секторе сельского хозяйства. По совпадению она тоже мама четверых детей. Как она сама нам рассказывала, дети выросли и теперь она была готова рискнуть заняться чем-то совершенно другим. Сейчас у нее 3 га земли под тепличное хозяйство, 28 лошадей и 30 голов крупного рогатого скота. Сельское хозяйство – конкурентный бизнес, в начале пути она наделала ошибок и даже потеряла 3 млн тенге. А сейчас хозяйство процветает – продукцию поставляют во многие города Казахстана.
Еще одна суперистория из Костаная. Девушка стала мультипликатором! Во время пандемии она потеряла работу и ей пришлось вернуться жить к родителям. Чтобы поднять себе настроение, вспомнила детское хобби и начала рисовать. Потом создала небольшой мультфильм, выложила в сеть и сразу получила волну одобрения. Сейчас это ее основной бизнес – несколько раз рисовала рекламу и даже клипы эстрадным артистам.
Все истории очень разные, но одинаково вдохновляющие. Разговаривая с нашими клиентами, я вновь и вновь убеждаюсь, что предпринимательство – многогранная и инклюзивная сфера деятельности, где нет места гендерным стереотипам.