Обзор консолидированного бюджета РК за девять месяцев текущего года представили в аналитическом центре Ассоциации финансистов Казахстана (АФК).
Ключевые тенденции периода
- Более высокие цены на нефть и курс USDKZT относительно заложенных в бюджет ориентиров (90 долларов за баррель, 460 тенге за доллар) в сочетании с положительной динамикой экономического роста обусловили значительное улучшение налоговых поступлений.
- За январь-сентябрь 2022 года было собрано 5,4 трлн тенге налогов, что на 71% или 6,4 трлн тенге выше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.
- Более половины (51%) указанного прироста приходится на отчисления в Нацфонд, в частности, по НДПИ (+1,1 трлн тенге), КПН (+1,0 трлн тенге) и доле РК по разделу продукции (+0,6 трлн тенге).
- Таким образом, за три месяца до окончания года исполнение плана (на 2022 год) по налоговым сборам составило 86%, в сравнении с 76% годом ранее.
- По итогам года планируется собрать 18,0 трлн тенге налогов, но, очевидно, что этот план может быть перевыполнен.
- Расходы КБ выросли на 19% или 2,7 трлн – до 16,9 трлн тенге, превышая доходную часть на 10% или 1,5 трлн тенге.
- Основная часть указанного прироста (59% или 1,6 трлн тенге) приходится три статьи: образование (+652 млрд тенге), обслуживание и погашение долга (+648 млрд тенге), соцпомощь и обеспечение (+308 млрд тенге).
- Для финансирования дефицита бюджета было привлечено займов на 3,0 трлн тенге при годовом плане привлечений 4,6 трлн тенге (исполнен на 65%).
- Очевидно, что в условиях, когда налоговые поступления превышают прогнозы, а процентные ставки высоки, — план по привлечению займов на текущий год может быть не исполнен.
- Вместе с тем высокий риск рецессии мировой экономики на фоне глобального повышения ставок делает ориентиры по ценам на нефть (85 долларов за баррель) и курсу USDKZT (470) на 2023 год менее реалистичными. Соответственно, вопрос исполнения бюджетного правила и объемов изъятий из Нацфонда (-1,4 трлн тенге) остается открытым.
Резюме
«Три кита» консолидированного бюджета (нефть, курс и экономическая активность) обеспечили взрывной рост налоговых поступлений в КБ (+67%).
Это позволило серьезно выровнять баланс КБ, а также снизило необходимость дальнейшего увеличения долгового бремени, в особенности с учетом более высоких ставок в системе.
Отметим, что исполнение плана по привлечению займов упало до 65% в сравнении с 76% в аналогичном периоде прошлого года. Для исполнения плана до конца года Минфин должен привлечь 1,6 трлн тенге, что выглядит малореалистично.
Тем не менее доля расходов на обслуживание и погашение займов продолжила рост на фоне более высоких ставок и увеличения заимствования. Так, за девять месяцев текущего года показатель вырос до 15,7% от всех расходов КБ, в сравнении с 14,0% годом ранее. Среднегодовой темп показателя за последние четыре года составляет 30%. При этом львиную долю в расходах по-прежнему занимает соцсфера (соцобеспечение и помощь, здравоохранение, образование, культура и спорт) – 50% или 8,4 трлн тенге. Среднегодовой темп расходов на эти сферы за последние четыре года составил 17%.
Напомним, рост социальных расходов и льготное кредитование приводят к увеличению потребительского спроса, росту денежной массы и, как следствие, к более высокой инфляции и долговой нагрузке на бюджет.
Вместе с тем замедление глобальной экономики повышает риски снижения поступлений в бюджет в 2023 году. Так, например, МВФ в октябре снизил прогноз мировой экономики в 2023 году до 2,7% с 2,9%, ожидавшихся в июле. Это ставит под сомнение ориентиры по ценам на нефть (85 долларов за баррель) и курсу USDKZT (470) на 2023 год, и соответственно, исполнение бюджетного правила и объемов изъятий из Нацфонда.
Читайте также
Конференция «Налогообложение в период высокой инфляции» прошла в Вашингтоне