На пенсионном рынке ожидаются перемены. Планируется установить лимит по инвестированию пенсионных активов в ESG-инструменты. Об этом сообщила заместитель председателя Агентства по регулированию и развитию финансового рынка Мария Хаджиева на Конгрессе «ESG - новая парадигма развития финансового рынка», передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«По оценкам Министерства национальной экономики РК, для достижения сценария углеродной нейтральности с 2021 по 2030 год потребуются инвестиции на сумму 220 млрд долларов. В долгосрочном периоде, по мнению министерства, вложения в эту сферу могут достигнуть 647,5 млрд долларов. Основным драйвером должен стать финансовый сектор, который будет выпускать (зеленые - Ред.) фининструменты», - начала свое выступление заместитель председателя Агентства по регулированию и развитию финансового рынка Мария Хаджиева.
Она подчеркнула, что финрегулятор стал активно заниматься ESG-повесткой c 2021 года, после принятия Экологического кодекса.
«В сотрудничестве с международными организациями разработаны рекомендации для компаний – «Руководство по раскрытию информации в направлении ESG». Оно активно сейчас обсуждается финансовым сообществом. Надеемся, что на этой или следующей неделе документ будет разослан финорганизациям. Он будет носить рекомендательный характер. В следующем году надеемся разработать другой документ – стресс-тестирование ESG-рисков. Начнем, как всегда, с банков второго уровня, это стресс-тестирование (для них – Ред.) будет введено в 2024 году. А методология стресс-теста будет разработана уже в 2023 году», - отметила Мария Хаджиева.
Модератор встречи экономист Ораз Жандосов поинтересовался, планирует ли АРРФР как-то стимулировать компании придерживаться повестки ESG через определенные нормативы?
Мария Хаджиева ответила: «Эта работа уже ведется… Если говорить по пруденциальному регулированию, на повестке стоит вопрос признания ESG-рейтингов. Этот вопрос достаточно актуален», - сообщила она.
Мария Хаджиева также затронула вопрос инвестирования пенсионных активов в ESG-инструменты. «Мы планируем установить лимит по вложениям таких активов. Сейчас установлен лимит, что не более 25% пенсионных активов должно направляться на приобретение акций (у ЕНПФ, частных управляющих – Ред.). Из вот этих 25% Нацбанк планирует 10% предложить (частным управляющим, ЕНПФ – Ред.) для приобретения финансовых инструментов ESG-сектора. Соответственно, такие же лимиты планируется установить для пенсионных активов, находящихся в частном управлении… Это решение практически уже принято Нацбанком», - отметила Мария Хаджиева.
Модератор Ораз Жандосов попросил присутствующих на конференции спикеров поделиться своим опытом внедрения ESG-стандартов. Он обратился к заместителю председателя правления Halyk Bank Мурату Кошенову с просьбой рассказать, почему так важны «зеленое» финансирование и ESG-рейтинги.
Перед тем, как поделиться опытом банка, эксперт отметил, что Казахстан пока еще не в мейнстриме по ESG. «Но в текущем году он активно двигается в этом направлении», - подчеркнул Мурат Кошенов.
Он привел в пример банк, в котором работает. «К стандартам ESG Halyk Bank пришел не сразу», - уточнил банкир.
«Мы являемся эмитентами не только на KASE, но и на Лондонской фондовой бирже, и периодически выезжаем на разные встречи… Помню, в одну из наших поездок в Скандинавию, в 2018 году, нас строго спросили: какие цели устойчивого развития мы включили в стратегию? И буквально через несколько дней была вторая встреча, но уже в Лондоне. Там представители одного из фондов и аналитик также задавали нам множество вопросов о деятельности банка. На обсуждение финансовой части ушло не более 20 минут. Как оказалось, встреча предполагалась еще и с ESG-аналитиком. Мы проговорили с ним практически столько же времени. И уже после этого мы стали детально изучать вопросы ESG», - вспоминает Мурат Кошенов.
Он уточняет, что банк стал выпускать «Отчет об устойчивом развитии» с 2020 года. И именно эта встреча стала триггером для такого шага. «Тогда же мы от наших инвесторов и узнали, что у нас есть ESG-рейтинг. Он присваивается агентствами, даже без подачи заявки банком. И после того, как мы стали выпускать «Отчет об устойчивом развитии», наши ESG-рейтинги улучшились. В прошлом году ESG-рейтинг поднялся с «B» до «BB», - заметил эксперт.
Мурат Кошенов также рассказал, что банк старается финансировать и «зеленые» проекты. «В прошлом году и начале этого мы выдали такие займы. Причем статус «зеленых кредитов» подтвердили независимые эксперты, а не сам банк. И, например, брокерская компания Halyk Finance, которая входит в структуру Halyk, в 2021 году выступила организатором выпуска «зеленых» облигаций «Самрук-Энерго» и соцоблигаций ФРП «Даму», - сообщил он.
Банк также внедрил принципы устойчивого развития в свою стратегию развития на 2022-2024 годы. «Это был внешний запрос от инвесторов… И мы ответили на него. Из 17 целей ЦУР (целей устойчивого развития – Ред.) мы выбрали 11. Возможно, это много, но мы же как банк не фокусируемся на одном сегменте клиентов или регионе. У нас был создан Комитет по устойчивому развитию, и мы постарались интегрировать ESG во все направления. В том числе в работу с персоналом», - уточнил Мурат Кошенов.
В банке рассказали и об индикаторах, которые свидетельствуют о ESG-повестке. Банкир начал с того, что в 2020 году из-за пандемии многие сотрудники работали удаленно. В 2021 году они вышли из онлайн в офлайн. Но, несмотря на это, банку удалось снизить потребление воды, бумаги и пластика. За год потребление воды сократилось на 2%, пластика (от платежных карт) – на 5%, бумаги – на 10%. «Соответственно мы снизили выбросы в окружающую среду», - уточнил он.
Начиная с 2020 года, банк также отслеживает такие показатели, как Scope 1 – это прямые выбросы предприятия при производстве, и Scope 2 – потребление энергии. В прошлом году удалось уменьшить Scope 1 на 6%, Scope 2 – на 2%.
В банке рассказали, что они будут и дальше стремиться повышать свой ESG-рейтинг и помогать клиентам стать частью ESG.
«Это та работа, которую мы стали делать в 2022 году, несмотря на все вызовы. Мы консультируем клиентов по ESG-факторам, помогаем им оценивать свое воздействие на окружающую среду. Например, показатель Scope 3 – это выбросы, которые генерируют клиенты. Они также влияют на наш ESG-рейтинг», - отметил Мурат Кошенов.